Компенсация за незаконное распространение и массовую продажу объекта под авторским правом

Ответственность за нарушение авторских прав (схема)

Компенсация за незаконное распространение и массовую продажу объекта под авторским правом

Привет. Это снова юрист по интеллектуальным правам Иван Бардов с очередным унылым материалом про авторские права.

Как-то делал табличку для того, чтобы доступно объяснить, какая же ответственность за нарушение авторских прав предусмотрена в РФ.

И, собственно, вот она:

Пояснения:

Как видно на схеме, есть 3 вида ответственности за такие нарушения:

– административная (ст. 7.12 КоАП);

– гражданско-правовая (прежде всего – ст. 1252 ГК);

– уголовная (ст. 146 УК РФ).

Административная и уголовная ответственность являются взаимоисключающими.

К административной ответственности лицо привлекается, если размер ущерба не достиг необходимой для квалификации деяния как преступления минимальной отметки в 100 000 рублей (крупный размер).

А вот гражданско-правовая ответственность не исключается и может применяться всегда. Есть вина – нет вины, был ущерб или не было – ответственность всегда может применяться.

Яркий пример – каноничное дело “Перекрёстка” (А40-82533/2011), когда к торговой сети предъявили иск за продажу журнала “ТВ-Парк”, в котором неправомерно было размещено фото. И, что характерно, хоть и 10 т.р., но удалось отсудить, т.к. гражданская ответственность у нас за такие нарушения безвиновная.

Если кто-то нарушил авторские права, его сначала можно привлечь к административной ответственности, которая, как правило не пугает: нарушитель вздохнёт и заплатит относительно небольшой штраф, да и противодействовать особо не будет.

Штраф выплачивается в бюджет, а потому правообладатель заработать на этом не может, но и не особо не напрягается при этом.

А вот уже затем можно подать иск на многие сотни тысяч, ссылаясь на доказанность правонарушения вступившим в силу решением.

Пример из практики:

ИП ввёз товар в РФ, товар был признан контрафактным, в отношении него было возбуждено административное производство. В итоге по решению суда ИП заплатил штраф чуть больше 10 т.р. Вздохнул, заплатил и забыл.

Прошло два года.

Правообладатель начинает активно работать, подаёт несколько исков, в том числе и к упомянутому ИП на 2 миллиона, ссылаясь на то самое старое решение по административному делу, и уже удовлетворённые иски этого же правообладателя по другим делам с весьма крупными суммами. Сумму, конечно, сбили в разы, но полностью избежать ответственности было уже невозможно на этом этапе.

Мораль – не нарушайте 🙂

А если нарушили и попались – думайте наперёд и не доверяйте заинтересованным в отъёме денег у вас.

Кому интересно подробнее, ссылка вот: //bardov.legal/faq/otvetstvennost-za-narushenie-avtorskih-prav

Всем спасибо за прочтение 🙂

[моё] Авторские права Юристы Копирайт Длиннопост

На самом деле, подобная ситуация далеко не единственная и таких поучительных историй было весьма много. Многие из дел с парадоксальным финансовым исходом были предметом ожесточённых споров на профильных юридических площадках, в том числе и в этом году.

Нередко высказывается такая полярная точка зрения, мол “всех нарушителей нужно жесточайше наказывать, и даже если суд взыщет не всю сумму компенсации, всё равно расходы нужно взыскивать в полном объёме всегда, так этим мерзким нарушителям”.

И, с таким однобоким подходом этим сложно согласиться.

Почему же так? Поскольку мы на развлекательном портале, а не на юридическом форуме, то постараюсь объяснить свою позицию максимально просто, а потому грубо. Подробнее с математикой и примерами дел можно посмотреть в моём материале по ссылке: //bardov.legal/wtf/polza-sudebnogo-akta-i-raspredeleni…

Во-первых, нужно разделять понятия “компенсация за нарушение исключительных прав” и “судебные расходы”. Компенсация определяется судом при доказанности факта нарушения и наличия у истца исключительного права (или права на его защиту).

Взыскивать компенсацию можно двумя способами – “от 10 до 5” (от 10 тысяч до 5 миллионов за каждое нарушение) или в двукратном размере (стоимости экземпляров, права использования и т.п. – возможности зависят от объекта, права на которые нарушены).

В абсолютном большинстве случаев истцы подают именно “от 10 до 5”. Потому что в этом случае не нужно доказывать количество экземпляров, “стоимость прав”, срок использования, неоднократность, существенность нарушения в экономической деятельности и т.п., хотя крайне желательно – иначе суд взыщет сильно меньше, чем хочется.

И ежу понятно, что раз нижняя граница – 10 тысяч, а верхняя – 5 млн, то у верхней границы должны быть действительно выдающиеся нарушения, и подавать по пустяковому нарушению иск на большую сумму, всё-таки не совсем правильно.

Знающие подают иски на адекватные суммы, оценивая практику по аналогичным делам, ибо, например, было бы странно требовать условный миллион, если по подобным делам суд всегда взыскивает 10-20 т.р.

А некоторые, особенно, крупные фирмы, вообще не утруждают себя основаниями, а просто заряжают сразу 5 миллионов.

Мол, да мы вообще такие известные, градообразующие предприятия и ведущие налогоплательщики, а потому если даже, например, кто-то использовал дизайн наших фирменных носовых платочков и заработал на этом 1 рубль 2 копейки, то за это уже хорошо бы сделать поток и разграбление, но, так и быть, согласны и на 5 миллионов. А потом удивляются, когда в связи с незначительностью нарушения суд взыскивает тысяч так 50.

При этом компенсация судебных расходов (пошлины, юристы, экспертизы и т.п.) – это уже восстановление трат лица, в чью пользу вынесен судебный акт.

Важно понимать, что этим лицом может быть как истец-правообладатель (иск удовлетворили), так и ответчик (в удовлетворении иска отказали).

Если иск удовлетворён частично, то объективной метрикой является процент удовлетворённых исковых требований в денежном выражении.

И это справедливо хотя бы потому, что именно истец определяет объём требований и эти требования вполне себе могут быть удовлетворены – соответственно, он как бы заносит дубину над головой ответчика. Ответчик вынужден готовиться к худшему и тоже вынужден тратить деньги на юристов.

Допустим, нарушение незначительное, истец ничего не потерял, а ответчик нарушил права случайно (такое сейчас очень часто бывает, особенно в интернете), и сразу прекратил нарушение. А затем истец выкатывает иск на крупную сумму, например в 1 миллион, существенную для ответчика, что при удовлетворении иска может его жизнь сильно ухудшить.

Разумеется, ответчику нужно тратиться – нанимать юристов, оплачивать поездки в суды и т.п. И когда потом суд взыскивает не 1М, а всего-то 50К, то, например, получается, что ответчик уже потратил на юристов 250К, например.

Получается, что его финансовое благополучие пошатнётся не на присуждённые 50К, а в 6 раз сильнее. И разве это справедливо? Разумеется, нет.

Стал бы ответчик тратить 250К на юристов, если бы иск был на 50К? Если это не дело принципа, то маловероятно.

Вы скажете – “не нарушай”, но не всё так просто. Могу привести массу примеров, когда можно нарушить и не узнать.

Например, Вы заказали у кого-то сайт, а иконки-то на сайте чужие, или какой-то модуль “крякнутый”.

Вы и ни сном, ни духом, честно оплатили исполнителю, а потом прилетает иск от реального правообладателя на крупную сумму.

Да, затем, если повезёт, можно взыскать в порядке регресса это с исполнителя, но может и не повезти (исполнитель – фрилансер из другой страны, контора закрылась, или просто приставы не могут исполнить решение суда).

Другой пример – плохое оформление служебных произведений. Дизайнер / программист / архитектор / журналист / фотограф / художник работал, работал, а потом был обидно уволен, выпил с юристами текилы, показал трудовой договор, узнал, что права-то формально остались у него, и отсудил у работодателя кучу денег.

Ещё пример – партнёры работали вместе, вместе что-то создавали, потом разругались и стали работать отдельно. А потом один бывший компаньон предъявляет другому иск за использование совместно созданного.

И так далее, и тому подобное.

Во-вторых, нужно понимать, что необоснованный размер компенсации и необоснованное снижение расходов – это принципиально разные проблемы и неправильно решать одно за счёт другого.

Нормы о компенсации установлены в соответствующих статьях ГК РФ – 1301, 1311, 1406.1, 1515, 1537. Это нормы материального права. А пропорциональность расходов в арбитражном процессе установлена в ст. 110 АПК РФ, и это норма процессуального права. Очевидно, что нельзя компенсировать недостаток одного за счёт злоупотребления другим.

Это примерно как требовать в ресторане деньги за то, что приехал на лимузине, а еда не понравилась – самоочевидно, что качество еды и расходы на роскошное прибытие представляют собой принципиально разные проблемы.

Источник: //pikabu.ru/story/otvetstvennost_za_narushenie_avtorskikh_prav_skhema_4824767

Взыскание компенсации за нарушение исключительного права: позиция судов

Компенсация за незаконное распространение и массовую продажу объекта под авторским правом

По данным Суда по интеллектуальным правам (далее – СИП), опубликованным в Отчете о работе кассационной инстанции СИП за первое полугодие 2015 год1, с января по июнь текущего года Судом было рассмотрено 716 дел, подавляющее большинство которых (417 дел) связано с защитой интеллектуальных прав. Особое значение для правообладателей имеет защита исключительных авторских и смежных прав.

Способы защиты нарушенных исключительных прав приведены в ст. 1252 ГК РФ. Среди них, в частности:

Причем, если судить по упомянутому Отчету СИП, чаще других способов защиты правообладатели предпочитают именно компенсацию. Однако на практике в применении этого способа защиты стороны нередко сталкиваются с проблемами, связанными с неоднозначным толкованием той или иной нормы. Рассмотрим, как разрешают некоторые спорные ситуации суды.

Двукратный размер стоимости экземпляров произведения и другие виды компенсации

За нарушение исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с применением других мер (признание права, пресечения незаконных действий и т. д.) могут требовать, чтобы нарушитель либо возместил причиненные убытки, либо выплатил компенсацию:

  • в размере от 10 тыс. до 5 млн руб.;
  • в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;
  • в двукратном размере стоимости права использования произведения исходя из цены, которая обычно взимается за правомерное использование произведения при аналогичных обстоятельствах (ст. 1301 ГК РФ).

Когда можно требовать с нарушителя выплаты компенсации за нарушение исключительного права и что для этого необходимо, узнайте в 
“Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки” интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Если правообладатель выбрал первый вариант, окончательный размер компенсации (в пределах от 10 тыс. до 5 млн руб.) будет зависеть от усмотрения суда (п. 1 ст. 1301 ГК РФ).

Поэтому стараясь избежать такой неопределенности, которая часто приводит к значительному понижению суммы компенсации (апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда г. Санкт-Петербург от 30 октября 2014 г.

по делу № 33-16493/2014), правообладатели, как правило, выставляют к нарушителю требования в виде двукратной стоимости контрафактных экземпляров произведения. Размер компенсации в этом случае определяется исходя из конкретных данных о тираже и цене контрафактного произведения.

Однако взыскать такую компенсацию в полном размере правообладатель может не всегда. Например, это касается случаев, когда речь идет о сборнике, в котором часть произведений принадлежит заинтересованному лицу, а часть – нет.

Так, рассматривая один из споров о взыскании компенсации за незаконное распространение произведений, являющихся частью сборника, суд указал, что компенсация в любом случае должна быть не средством заработка, а должным удовлетворением требований и интересов правообладателя.

В связи с этим сумма требований была уменьшена и рассчитана судом исходя из двукратной стоимости страниц спорных произведений от общего числа страниц книги, умноженной на количество экземпляров издания, по формуле E = 2*(x/y)*z*t, где E – это размер компенсации, х – цена за сборник, у – количество страниц в сборнике, z – количество страниц спорных произведений, t – тираж (Определение ВАС РФ от 23 августа 2012 г. по делу № ВАС-6782/12).

С похожей проблемой может столкнуться правообладатель, требующий выплатить компенсацию за незаконное использование персонажей произведения. Авторские права в соответствии с законом действительно могут распространяться не только на само произведение, но и на его часть, в том числе – на персонаж (п. 7 ст.

1259 ГК РФ). Если нарушитель исключительных прав использовал одного персонажа, суды расценивают это как самостоятельное правонарушение (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2015 г. № 15АП-2963/15).

Трудности могут возникнуть, если речь идет о нескольких персонажах одного произведения.

Правообладатели нередко требуют с нарушителя компенсацию за каждый персонаж.

Однако, рассматривая подобные споры, суды, как правило, указывают на то, что незаконное использование нескольких персонажей произведения является все-таки нарушением исключительного права на само произведение, а следовательно, это не несколько правонарушений, а одно (постановление СИП от 16 апреля 2014 г.

№ С01-260/2014 по делу № А45-12103/2013). В таком случае размер заявленной истцом компенсации может быть рассчитан исходя из количества произведений, персонажи из которых были незаконно использованы ответчиком, а не из количества самих персонажей.

Однако недавно ВС РФ высказал свою позицию относительно возмещения убытков за незаконное использование персонажей одного произведения.

По мнению Суда, при рассмотрении дел такого рода следует установить наличие признаков, позволяющих считать действующих героев произведения персонажами, которые по своему характеру могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда, что может повлечь за собой взыскание компенсации за каждый факт такого нарушения (Определение ВС РФ от 11 июня 2015 г. № 309-ЭС14-7875 по делу № А50-21004/2013).

Руководитель юридического отдела издательства “Эксмо” Максим Рябыко убежден: “Какой бы способ компенсации правообладатель ни выбрал, он должен быть соразмерен нарушению. Не стоит переоценивать свой бренд. В вопросах защиты интеллектуальной собственности в судебном порядке соразмерная компенсация – это один из принципов, на которых должна быть основана позиция сторон”.

Стоит также отметить, что, несмотря на удобный способ расчета компенсации в виде двойной стоимости контрафакта, не все эксперты одобряют ее существование.

МНЕНИЕ

Анатолий Семёнов, представитель Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в сфере интеллектуальной собственности:

“Сам принцип расчета убытков, основанный на арифметическом удвоении стоимости контрафактных товаров, является порочным с точки зрения общих подходов гражданско-правовой ответственности, поскольку превращает суд в калькулятор, а взыскиваемую компенсацию – в частный карательный штраф. К тому же еще и рассчитанный на основе стоимости товара, в котором ввиду его контрафактности в принципе не может быть даже намека для обоснования стоимости предъявленного к защите исключительного права”.

Объем прав лицензиата и автора

По общему правилу лицензиат, которому выдана исключительная лицензия, может защищать свои права такими же способами, что и автор (ст. 1254 ГК РФ). Однако судебная практика позволяет сделать вывод, что при определенных обстоятельствах лицензиат может располагать большим объемом прав при защите своих интересов.

НАША СПРАВКА

Лицензионный договор – договор, по которому одна сторона – обладатель исключительного права на произведение (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого произведения в предусмотренных договором пределах (ст. 1235 ГК РФ).

Исключительная лицензия – предоставление лицензиату права использовать произведение без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (ст. 1236 ГК РФ).

Неисключительная лицензия – предоставление лицензиату права использования произведения с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (ст. 1236 ГК РФ). 

Проиллюстрировать это поможет следующий спор (решение Арбитражного суда г. Москвы от 3 февраля 2014 г. по делу № А40-93293/2013, постановление СИП от 23 июля 2014 г. № С01-618/2014).

Издательство 1 заключило лицензионный договор (простая неисключительная лицензия) с автором, который в договоре гарантировал, что литературное произведение не обременено правами других лиц, в частности, другие лицензии на него не выдавались.

Однако автор забыл или умолчал о том, что ранее на указанное произведение им была выдана исключительная лицензия другому издателю (Издательство 2).

Поскольку в момент подписания лицензионного договора с Издательством 1 исключительные авторские права на спорные произведения принадлежали не автору, а Издательству 2 на основании авторских договоров, данная сделка является недействительной (ст. 168, подп. 2 п. 1 ст. 1236 ГК РФ).

Это стало основанием для обращения Издательства 2 в суд с иском о взыскании с Издательства 1 компенсации за нарушение исключительных прав в виде двойной стоимости контрафактных экземпляров (ст. 1301 ГК РФ).

В этом случае ответчику было бы логично обратиться с регрессным требованием к автору, которым было нарушено обязательство (ст. 1081, п. 4 ст. 1250 ГК РФ). Однако к моменту возникновения спора он скончался.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

О безвозмездном использовании произведений в Интернете (так называемых “свободных лицензиях”) и о границах свободного использования результатов интеллектуальной деятельности узнайте из нашего материала “Интеллектуальная собственность по-новому”.

Отстаивая свою позицию, ответчик утверждал, что при наличии лицензионного договора с автором у него не было оснований полагать, что, издавая спорные произведения, он нарушает чьи-либо права.

Однако суды пришли к выводу: доводы Издательства 1 о том, что ответственность за нарушение авторских прав наступает только при наличии вины, противоречат нормам ГК РФ.

Так, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (п. 3 ст. 401, п. 3 ст. 1250 ГК РФ, п. 23 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 г.

№ 5/29 “О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации”; далее – Постановление № 5/29). Нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника к такому обстоятельству не относится. Таким образом, по мнению судов, оснований для освобождения Издательства 1 от ответственности не было.

Вместе с тем Издательство 1 полагало, что заявленные истцом требования несоразмерно высоки.

Сложность состояла в том, что в действующем законодательстве ничего не сказано о возможности уменьшить компенсацию, выраженную в двойной стоимости экземпляра.

По общему правилу судьи могут определять причитающуюся сумму по своему усмотрению, только если речь идет о взыскании компенсации в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн руб. (п. 43.3 Постановления № 5/29).

Однако в обоснование своей позиции Издательство 1 ссылалось на мнение ВАС РФ, согласно которому даже при таком способе компенсации, как выплата двойной стоимости экземпляров, суд обязан исходить из принципов соразмерности и справедливости и не лишен права снизить размер требований (Постановление Президиума ВАС РФ от 2 апреля 2013 г. № 16449/12).

В результате суд встал на сторону Издательства 1, и размер компенсации был уменьшен.

В рассмотренном примере ответчик хоть и добился существенного снижения заявленных истцом требований, тем не менее понес ответственность за действия, в которых не было его вины.

Как подчеркивает Анатолий Семёнов, другие лица не могут использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя (абз. 3 п. 1 ст. 1229 ГК РФ).

В рассмотренном споре согласие автора было прямо выражено в договоре неисключительной лицензии и подтверждено в ходе судебного разбирательства.

“В удовлетворении исковых требований исключительного лицензиата следовало отказать в виду отсутствия нарушения, поскольку данный спор касался лишь ненадлежащего исполнения правообладателем договора исключительной лицензии с истцом (п. 2 ст. 1237 ГК РФ).

Надлежащим ответчиком в таком случае являлась бы наследница автора. Однако вместо этого мы имеем совершенно неправосудные судебные акты о снижении размера компенсации, взысканной с лица, действовавшего с согласия правообладателя”, – заключает Анатолий Семёнов.

К тому же в этом примере, по мнению Максима Рябыко, очевидно наличие у лицензиата большего объема прав по сравнению с автором: “На мой взгляд, здесь закралось непонимание природы указанных правоотношений – презюмируется, что у лицензиата ровно столько прав, сколько есть у автора.

Однако давайте представим, что автор пошел с похожим иском к одному издателю, ранее выдав исключительную лицензию другому издателю.

В СИП или в коллегии по экономическим спорам ВС РФ ему будет отказано в удовлетворении заявленных требований, поскольку было бы налицо явное злоупотребление им своими правами”.

Более того, Анатолий Семёнов считает, что в рассмотренном примере речь идет именно о ненадлежащем исполнении договора с лицензиатом, а не о нарушении исключительного права.

Эксперт обращает внимание на то, что под последним понимается нарушение прав не лицензиата, а автора.

Поэтому сама идея привлечения к ответственности автора или его наследника за нарушение исключительного права, пусть даже и в порядке регресса, в данном случае выглядит абсурдно ввиду совпадения должника и кредитора (ст. 413 ГК РФ). 

Источник: //www.garant.ru/article/639995/

Что делать, если контент украли

Компенсация за незаконное распространение и массовую продажу объекта под авторским правом

Я побывала в 60 странах мира. Свои путешествия я описываю в блоге, и чем популярнее становятся мои рассказы, тем чаще нарушаются мои авторские права.

Елена Немец

лидер сообщества тревел-блогеров «Пространство»

Влад Багно

юрист по авторским правам, эксперт

Хорошие тексты и экзотические фотографии пользуются спросом, но не всегда порталы и журналы используют их законными методами. Если вы популярный блогер, однажды вы найдете свою статью на сайте, которому не давали разрешение на перепечатку. Или вашу фотографию без спроса напечатают в журнале и не заплатят гонорар. Это вопрос времени.

Мы уже писали, что нет стопроцентной защиты от воровства из блога. Эта статья — о том, что делать, если контент украли, и как остаться в выигрыше, если кто-то нарушил ваши авторские права.

По закону авторские права и права автора на имя и авторство — это не одно и то же.

Авторские права включают в себя личные неимущественные права, такие как право авторства, право на имя, право на неприкосновенность, обнародование и отзыв произведения, и исключительные имущественные права, которые связаны с использованием произведения.

Может быть так, что исключительные права принадлежат не автору произведения, а другому лицу. Например, художник-фрилансер нарисовал иллюстрацию по заказу журнала. Если кто-то украдет эту иллюстрацию, требовать компенсацию или убытки будет журнал, а не художник. Однако у художника останется право признаваться автором произведения и требовать возместить моральный вред.

В этой статье мы говорим о нарушениях прав блогеров, которые пишут тексты на своих сайтах и блог-платформах или размещают авторские фотографии в своих блогах не на заказ. Поэтому применительно к этой статье автор — всегда правообладатель. И у него есть все возможные способы правовой защиты, в том числе признание права авторства и выплата компенсации.

Примеры — это просто примеры. Скриншоты сайтов и фотографии журналов, которые вы увидите ниже, используются исключительно для иллюстрации статьи. У нас нет претензий к этим компаниям по соблюдению авторских прав.

Ситуации бывают разные. Бывает, блогер, у которого нет собственных фотографий, гуглит чужие и забирает их для иллюстрации своей статьи. Иногда недобросовестный сайт-агрегатор перепечатывает статью без активной ссылки и указания авторства. Турагентство может взять без спроса фото для рекламы.

У моих коллег тревел-блогеров даже были случаи, когда их сайты со всеми статьями и фотографиями копировали полностью, расставляя там реферальные ссылки на сайты бронирования отелей и туров для заработка. С первого взгляда непонятно, что из этого нарушение, а что нет.

Есть случаи, когда перепечатка не является нарушением. Например, если на сайте прописано, что тексты можно перепечатывать с указанием авторства и активной ссылкой на оригинал. Если эти условия выполнены, придраться не к чему: владелец сайта разрешил такое использование. Или если вы продали фотографию на сток: дальше ее использованием управляет фотосток, а вы получаете роялти.

Правила перепечатки материалов с сайта журнала «Нож». Если их выполнить, нарушения не будет

Если нарушение есть, нужно понять, кто нарушитель.

В печатных изданиях. В случае с журналом или газетой вычислить нарушителя просто — нужно проверить выходные данные. В журнале они обычно расположены после оглавления, в газете — внизу первой или последней страницы. Там указано название юридического лица и контактные данные редакции.

Пример выходных данных журнала «Вокруг света»

В интернете. Если фотографию или текст украли в интернете, собственника сайта можно проверить через сайт whois.com. Стоит также проверить подвал сайта — нижнюю часть со вспомогательной информацией — и раздел «О нас».

Если данные неполные или скрытые, их можно получить от регистратора доменного имени. Информация о владельце домена конфиденциальна. Расширенные данные регистраторы предоставляют только лицу, у которого есть статус адвоката, по мотивированному адвокатскому запросу. Так что придется обратиться за помощью к юристу.

Пример информации о владельце сайта на сервисе WhoisИнформацию о владельце сайта можно найти в разделе «О проекте»Пример реквизитов компании на сайте «Билетикс-ру»

В соцсетях. Сложнее, если материалы из вашего блога опубликовали в социальных сетях, например в Фейсбуке или Инстаграме. Особенно если владелец аккаунта скрывает свое настоящее имя.

Если блогер или портал ведет хоть какую-то коммерческую деятельность, в его профиле должны быть контактные данные: телефон, сайт или электронная почта. По ним нарушителя можно дальше искать через Гугл или Яндекс.

То есть, если украли текст или фотографию, вы можете потребовать:

  1. убрать контент с чужого ресурса;
  2. поставить активную ссылку на ваш блог и указать авторство на сайте, который перепечатал контент;
  3. выплатить компенсацию за нарушение авторских прав или возместить убытки, которые вы понесли из-за нарушения.

Первые два варианта не работают, если фотографии и тексты использовали в журналах или печатной рекламе. Блогеры, в отличие от авторов книг или песен, реже несут прямые убытки от пиратского использования текстов или фотографий. Поэтому самое распространенное требование — выплатить компенсацию за украденный из блога контент.

С точки зрения закона неважно, утащил фотографию мелкий блогер для иллюстрации некоммерческой статьи или крупная корпорация для федеральной рекламной кампании. Нарушение, по гражданскому кодексу, все равно есть. Но разбирательство, тем более судебное, — это время и деньги. Приходится сопоставлять расходы с компенсацией, которую реально получить.

На практике чаще используют первый вариант — фиксированную сумму компенсации. Контрафактные копии — лишь частный случай нарушения, а установить справедливый размер вознаграждения не всегда возможно. За текст для сайта могут платить и пятьсот рублей, и десять тысяч: единых расценок нет. Вознаграждение за фотографии могут рассчитать по цене снимка с фотостока, а это копейки.

Если вы решили добиваться денежной компенсации, нарушение надо зафиксировать.

С печатными материалами все просто: нужен экземпляр журнала или листовки. С интернетом сложнее. В случае спора нарушитель может удалить материалы с сайта или переписать текст до неузнаваемости. Тогда в суде у вас не будет никаких аргументов.

Всегда есть смысл сначала попытаться договориться без суда — написать нарушителю. Предложите варианты урегулирования спора: убрать контент, поставить активную ссылку и указать имя автора. Оставьте контакты для связи.

Были случаи, когда другие блогеры иллюстрировали свои посты моими фотографиями, которые нашли в интернете. Обычно было достаточно написать им личное сообщение в соцсетях, что это авторское фото, и попросить указать мое имя в подписи к фото и поставить активную ссылку на мой блог.

Они ставили ссылку или убирали фотографию, и инцидент был исчерпан. Но когда речь идет о коммерческих порталах и денежной компенсации, стоит составить формальную претензию. У нее нет стандартной формы. В претензии необходимо сослаться на публикацию нарушителя, указать, какой контент и откуда был взят без разрешения.

Также нужно указать, какие статьи гражданского кодекса были нарушены.

Претензию можно отослать по электронной почте, но лучше отправить письмо с уведомлением о вручении или воспользоваться курьерской доставкой. Дальше возможны несколько вариантов.

Вам отвечают и соглашаются на требования. Это идеальный вариант. Иногда из такой ситуации может получиться долгосрочное сотрудничество, потому что качество работы другая сторона уже оценила.

А иногда может выясниться, что нарушения не было. Например, моя знакомая тревел-фотограф обнаружила на крупном сайте для заказа билетов свою фотографию, но выяснилось, что они ее легально купили на фотостоке.

Вам отвечают, но отрицают претензии, или не отвечают вообще. В этом случае суда не избежать.

Еще до суда автор или правообладатель может подать заявку на блокировку сайта, на котором незаконно были размещены авторские материалы. Блокировка сайта — мера временная. Она обеспечивает защиту прав до того момента, как суд вынесет окончательное решение.

Иски по авторским правам рассматривают суды общей юрисдикции или арбитражные суды по месту нахождения ответчика.

В иске нужно указать полные имена и адреса истца и ответчика, описать и проанализировать нарушение, сослаться на нормы закона и предъявить требования. Если нарушений было несколько, анализировать нужно каждое отдельно. К иску необходимо приложить подтверждающие документы и материалы.

На этом этапе стоит привлечь юриста. Некоторые работают за процент от выигрыша, то есть в случае неудачи денег с вас не возьмут или возьмут небольшую фиксированную сумму. Также некоторые юридические фирмы предлагают бесплатную услугу по оценке перспективности иска.

В суде придется доказывать авторство фотографий или текстов. В прошлой статье я описывала шаги для фиксации вашего авторства. Другой стороне придется доказывать, что они использовали материалы на законной основе. Чем лучше вы подготовились заблаговременно, еще на этапе публикации, тем проще будет в суде.

В 2019 году суды по защите авторских прав блогеров и фотографов — уже не экзотика. Авторы успешно отстаивают свои права и получают компенсации.

В Москве за незаконное использование фотографии либо за удаление водяного знака с информацией об авторе можно получить от 10 тысяч рублей за снимок за каждый случай нарушения.

Есть примеры, когда суды присуждали компенсацию в 25 тысяч и даже 80 тысяч рублей за фотографию. Если фотографий много, то можно отсудить крупную сумму.

Например, во Владивостоке суд рассматривал иск автора панорамных фотографий города, использованных на другом сайте без разрешения. Фотографии взяли из открытого источника и убрали с них водяной знак. Фотографу присудили 90 тысяч рублей в качестве компенсации за нарушение исключительных прав. И еще 18 тысяч рублей морального вреда.

Бывает так, что суд присудил автору компенсацию, а проигравшая сторона все равно ее не выплачивает. В этом случае действовать надо так же, как в других гражданских делах: взыскивать компенсацию через приставов.

Не факт, что служба приставов будет работать быстро. Чем активнее вы будете напоминать о себе, тем выше шансы взыскать всю сумму компенсации.

За нарушение авторских прав можно привлечь не только к гражданской ответственности, но и к административной, а в особо вопиющих случаях — даже к уголовной. Но такие дела возбуждает не автор, а прокуратура по его заявлению.

Для привлечения к административной ответственности целью нарушения должно быть получение дохода. Например, если фотографии без разрешения напечатали на открытках или сувенирной продукции. Штрафы доходят до 15% от выручки за контрафактную продукцию или 100 тысяч рублей. Они идут в бюджет государства.

Для блогеров ситуация производства контрафакта с использованием их авторских произведений встречается нечасто. Эти статьи кодекса больше используются в других делах, например против производителей поддельных компакт-дисков или псевдобрендовой одежды.

Уголовные санкции включают штрафы до 500 тысяч рублей, исправительные работы или лишение свободы на срок до 6 лет.

  1. Если у вас украли контент, сначала нужно понять, есть ли нарушение авторских прав и кто его совершил.
  2. От нарушителя можно требовать удаления материалов, указания авторства или денежной компенсации.
  3. Нарушение необходимо зафиксировать. На этом этапе имеет смысл обратиться к юристу: ошибки могут стоить победы в суде.
  4. Суду нужно представить доказательства авторства. Здесь важны изначально правильно оформленные тексты и фото, а также хранение исходных файлов.
  5. Помимо гражданско-правовой ответственности можно привлечь нарушителя к административной или уголовной.

Источник: //journal.tinkoff.ru/blog-rescue/

Ответственность за незаконное использование авторских и смежных прав

Компенсация за незаконное распространение и массовую продажу объекта под авторским правом

Защита авторских и смежных прав является одним из самых сложных способов реализации права. Это обусловлено тем, что для возникновения, осуществления и защиты авторских и смежных прав регистрация объекта или соблюдение каких-либо формальностей не требуется. Ввиду этого доказать факт нарушения авторских и смежных прав достаточно непросто.

Согласно действующему законодательству действия, повлекшие нарушение авторских и смежных прав, влекут за собой либо гражданскую, административную и уголовную ответственность.

Гражданская ответственность

Согласно статье 1252 Гражданского кодекса РФ защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности осуществляется, в частности, о пресечении нарушения, а также о возмещение убытков.

Такие требования предъявляются к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности без заключения соглашения с патентообладателем либо иным образом нарушившему его исключительное права и причинившему ему ущерб.

Гражданская ответственность за нарушение авторских прав

В соответствии со статьей 1301 Гражданского кодекса РФ в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

  • В размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда.
  • В двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Суд может наложить арест на все экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовления или воспроизведения.

При наличии достаточных данных о нарушении авторских прав органы дознания или следствия обязаны принять меры для розыска и наложения ареста на экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для изготовления или воспроизведения указанных экземпляров произведения, включая в необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на ответственное хранение.

Гражданская ответственность за нарушение смежных прав

В соответствии со статьей 1311 Гражданского кодекса РФ в случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

  • В размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда.
  • В двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

Административная ответственность

В соответствии с пунктом 1 статьи 7.

12 Кодекса об административных правонарушений РФ ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.33 настоящего Кодекса, – влечет наложение административного штрафа

  • на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения;
  • на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения;
  • на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

Уголовная ответственность

Уголовный кодекс также устанавливает ответственность за нарушение авторских и смежных прав.

В соответствии со статьей 146 Уголовного кодекса РФ присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, – наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, – наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Вышеуказанные деяния (незаконное использование) если они совершены:

  • Группой лиц по предварительному сговору или организованной группой
  • В особо крупном размере
  • Лицом с использованием своего служебного положения

Наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.
 

Источник: //zuykov.com/ru/copyright/copyright-theory/nezakonnoe-ispolzovanie-avtorskih-i-smezhnyh-prav/

Юр-Центр Варуна