Классное руководство в школе

Классный руководитель как человек-функция. Что он должен школе и детям

Классное руководство в школе

В последнее время кажется, что учителя (по крайней мере, у нас в блогах) делятся на две категории: тех, кто работает на все мыслимые ставки и при этом ещё занимается классным руководством, и тех, кто сознательно снижает нагрузку.

Первые, как правило, чаще подвержены профессиональному выгоранию. Учитель Андрей Рябченко собирается участвовать в конкурсе «Самый классный классный».

В процессе подготовки он вдруг выяснил, что такой должности (формально) просто не существует.

Школа, в которой я сейчас тружусь, предложила мне участвовать в конкурсе «Самый классный классный» Москвы. Лестно, конечно, но я классный всего лишь третий год, и это пугает, если честно.

Помню, как несколько лет назад, это было ещё в Киргизии, мне предложили участвовать в конкурсе «Сердце отдаю детям».

Тогда я выиграл, став лучшим молодым педагогом республики, но сколько от той победы горечи осталось! Она, конечно, приносит удовольствие до сих пор, та победа, но вместе с ней наступило и понимание, что будущего в республике нет… Когда-нибудь я расскажу об этом. Интересно, что принесёт мне сегодняшняя затея?

Как всегда, я подхожу к делу основательно. Чтобы понять, каков он — современный московский классрук, я записался сразу на массу соответствующих дистанционных курсов. Если всё закончу, часов 300 саморазвития получу. Итак.

Оказывается, что профессии и должности «классный руководитель» не существует. Обращаемся к разделу «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Что мы там видим:

  1. учитель;
  2. преподаватель;
  3. педагог-организатор;
  4. социальный педагог;
  5. учитель-дефектолог, учитель-логопед;
  6. педагог-психолог;
  7. воспитатель;
  8. тьютор (и это не синоним классрука, тьютор — это организатор индивидуальной работы с обучающимися);
  9. педагог-библиотекарь;
  10. старший вожатый;
  11. педагог дополнительного образования;
  12. музыкальный руководитель;
  13. концертмейстер;
  14. руководитель физического воспитания;
  15. инструктор по физической культуре;
  16. методист;
  17. инструктор-методист;
  18. инструктор по труду;
  19. преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности;
  20. тренер-преподаватель;
  21. мастер производственного обучения.

Таким образом, в стране есть две разновидности должности методиста, три вида инструкторов, но классного руководителя нет

Хотя очевидно, что классруков в России численно больше раз в десять, чем всех методистов и инструкторов вместе взятых.

Про классных руководителей говорится в итоге только в приказе Минобрнауки «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками…».

Что важно: на педагогического работника (с его согласия) могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.

Итак, классрук — это функция, приятно познакомиться!

Что ещё важно, функция добровольная, хотя это и не очевидно. В региональных школах сложно устроиться на должность учителя, чтобы тебя не нагрузили классом.

Класс идёт именно в нагрузку, так как оплата этой работы часто смехотворна (тысяча рублей в месяц!).

У столичного педагога, правда, ситуация иная, так как платят за допфункцию весьма прилично, особенно после последнего собянинского повышения.

В том же приказе находим цели и задачи классрука. Цель — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Стоп! Мы же только что увидели, что развитие конкретной личности — это работа тьютора, который работает индивидуально! Что-то тут нечисто.

Далее задачи:

1. Формирование и развитие коллектива класса. Не забываем, что современная школа изначально должна была готовить людей для производств, заводов, где личность не так значима, как коллектив.

2. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей

3. Формирование здорового образа жизни. Получается, что курящему педагогу нужно скрывать свою пагубную привычку, а, скажем, учителю с ожирением руководства не видать как своих ушей.

4. Организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса.

5. Защита прав и интересов обучающихся.

6. Организация системной работы с обучающимися в классе.

7. Гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками

8. Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров. Опять же, спорно, так как у каждого человека свои духовные ориентиры: для одних это религия, для других — светскость, одни придерживаются либерализма, другие — консерваторы.

9. Организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.

А вот каких действий от нас ждёт Минобр:

1. Организационно-координирующие функции:

  • Обеспечение связи школы с семьёй. Самое сложное, когда семья не шибко и хочет, чтобы школа с ней общалась. Дети отданы — воспитывайте, вам за это государство платит.
  • Установление контактов с родителями, оказание им помощи в воспитании. Лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования.
  • Проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся.
  • Взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения.
  • Организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива.
  • Организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий.
  • Стимулирование и учёт разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей. В первую очередь это проявляется в том, что классруки обязаны написать в электронном журнале о якобы 95% задействованности детей их класса в кружках, секциях, музыкальных школах, олимпиадах и так далее. Очевидно, что это всегда завышенный процент. Всё равно в классе есть 5-6 человек, которые никуда не ходят в силу инертности — своей или родителей (бесплатные кружки есть, но это же ходить нужно). Вот и спасаются классруки тем, что пока можно вписывать в эту графу репетиторов и спортзалы (куда ребёнок может и не ходить).
  • Взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом.
  • Ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

О, любимые бумажки! Сколько бы ни говорили об уменьшении бумажной работы, особенно в Москве, где МЭШ должна была избавить педагога от этой рутины, а воз и ныне там.

2. Коммуникативные функции:

  • регулирование межличностных отношений между обучающимися;
  • установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
  • содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
  • оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностические функции:

  • изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
  • определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

4. Контрольные функции:

  • контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
  • контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

В следующий раз я сделаю подробный разбор функции классного руководителя (человека-функции) по пунктам. Увидимся!

Иллюстрация: Shutterstock (Anchalee Ar)

Источник: //mel.fm/blog/andrey-ryabchenko/62904-klassny-rukovoditel-kak-chelovek-funktsiya-chto-on-dolzhen-shkole-i-detyam

Классный руководитель в школе: функции, обязанности, система работы

Классное руководство в школе

Классный руководитель играл всегда очень важную роль в истории российской школы, ведь именно он имеет огромное влияние на становление личности школьников, раскрытие их творческого и интеллектуального потенциала.

А ещё хороший классный руководитель всегда будет защищать права и интересы детей, строя воспитательный процесс на принципах гуманистической педагогики. Стать Человеком ученику поможет классный руководитель, если его деятельность будет носить развивающий характер.

Читайте в нашей статье о содержании работы классного руководителя.

Функции и обязанности классного руководителя

Каково значение классного руководителя? Он — основной организатор учебно-педагогического процесса в школе; должностное лицо, которое назначает директор школы для того, чтобы организовать воспитательную работу с учениками.

Сегодня существует несколько видов классного руководства:

  • педагог-предметник, который одновременно осуществляет классное руководство
  • классный руководитель, который освобождён от других видов деятельности и выполняющий только лишь воспитательную работу с учениками класса
  • куратор в классе, который курирует определённый набор работ в классе
  • тьютор, покровительствующий классу или направляющий учащихся при выполнении ими определённого вида деятельности.

Функции классного руководителя:

  • воспитание
  • социальная защита
  • организация всевозможных видов деятельности в классе, способствующих всестороннему развитию учеников, становлению их личности, гармоничному существованию детского коллектива
  • координация, направленная на позитивное взаимодействие всех участников учебно-педагогического процесса (педагогами, учениками, родителями)
  • управление, способствующее контролю динамики развития личности учеников и ученического коллектива.

Классный руководитель — лицо, имеющее определённые права и обязанности:

  • быть проинформированным о состоянии здоровья каждого ученика
  • осуществлять контроль над успеваемостью учащихся и их посещаемостью занятий
  • взаимодействовать с администрацией школы, учителями, педагогами кружков и секций, библиотекарем, школьным психологом, медработниками, специальными службами делам детей, родителями учеников
  • вести воспитательную работу с учениками класса в разных направлениях и с помощью различных методов
  • содействовать рассмотрению администрацией школы предложений, согласованных в классе
  • получать помощь от коллектива сотрудников школы
  • вести индивидуальную работу с учениками и их родителями
  • не принимать к выполнению поручения, не касающиеся его прямых обязанностей
  • проводить экспериментально-исследовательскую работу по актуальным вопросам педагогики
  • организовывать воспитательные мероприятия, которые будут оптимальными для развития личностей учеников
  • помогать каждому конкретному ученику в решении проблем
  • осуществлять помощь родителям учащихся по вопросам воспитания.

«Совет. Хороший классный руководитель обязан достаточно глубоко знать основы детской психологии и педагогики, а также регулярно пополнять свои знания о новейших тенденциях в сфере образования».

Система работы

В последнее время одно из основных требований к организации и осуществлению грамотной профессиональной деятельности классного руководителя — ведение работы системного типа и с классом, и с каждым учеником в отдельности.

Такая работа должна быть направлена на развитие индивидуальности каждого учащегося и, благодаря этому, неповторимости и успешности всего класса.

Важнейшее задание классного руководителя — это забота о взаимопонимании между ним и учениками, благоприятном социально-психологическом климате в ученическом коллективе.

Классный руководитель ведёт системную работу на основе:

  • воспитательной программы (концепции), принятой в образовательном учреждении
  • анализа результатов деятельности, а также положительных и отрицательных проявлений жизни
  • личностно-ориентированного подхода педагогики
  • актуальных задач воспитания
  • принципа толерантности.

«А известно ли Вам, что хороший классный руководитель будет строить воспитательный процесс, принимая во внимание уровень воспитания учеников, их социальное и материальное положение, семейные обстоятельства?».

 Система работы классного руководителя состоит из:

  • аналитической, прогностической, организационной деятельности в сфере воспитания;
  • контроля над повседневной жизнью класса
  • использования современных методов воспитательной работы.

Внедряя как общеизвестные, так и инновационные методы и формы работы с воспитанниками, классный руководитель должен понимать, что чем их больше и чем они интересней для учеников, тем лучше. Это могут быть беседы и обсуждения, дискуссии и дебаты, игры и тренинги, экскурсии и интересные встречи, конкурсы и турниры, разные формы общественно-полезного и творческого труда и прочее.

Успешная работа классного руководителя предполагает и тесную связь с родителями учеников. Работу с родителями можно осуществлять с помощью следующих форм:

  • родительское собрание
  • совместные мероприятия для учеников и родителей (праздники, соревнования, игры, турниры)
  • родительские лектории по актуальным проблемам педагогики.

Каким должен быть классный руководитель

Классный руководитель — это, прежде всего, профессиональный педагогический сотрудник, который является для учащихся:

  • духовным образцом человеческой культуры
  • защитником от безнравственности
  • инициатором сплочения ученического коллектива
  • фактором развития индивидуальности и самовыражения каждого ученика
  • помощником социализации ребёнка
  • консультантом по вопросам повседневных ситуаций школьников
  • человеком, помогающим осмыслить ученику социально-экономическую и политическую жизнь общества
  • консультантом по профориентации
  • координатором совместных усилий учителей, родителей, общества по воспитанию школьника
  • человеком, позитивно влияющим нравственно-психологический климат в ученическом коллективе.

Чтобы считаться профессиональным классным руководителем, нужно уметь:

  1. Эффективно общаться с учениками, педагогами и родителями.
  2. Уважать детей, поддерживая их инициативу, развивая у них чувство ответственности.
  3. Правильно понимать и реализовывать цели воспитания.
  4. Планировать свою деятельность.
  5. Организовывать воспитательные мероприятия.
  6. Использовать методики психологической диагностики учеников, умело использовать их результаты в работе.
  7. Внедрять нравственно-эстетические технологии в педагогический процесс, направленные на развитие духовности учащихся.

Самообразование

«А знаете ли вы, что сущность самообразования заключается в умении организовать самостоятельную работу по совершенствованию себя, в том числе и в профессиональном плане?».

Классный руководитель может повышать уровень образования, используя такие формы:

  1. Курсы повышения квалификации, конференции, семинары.
  2. Самостоятельная образовательная работа.

Выбирая тему самообразования, классному руководителю следует выработать алгоритм работы, который должен включать в себя:

  1. Выбор тематики.
  2. Определение целей и задач работы, выделение объекта и предмета.
  3. Подробное изучение литературных источников по избранной тематике.
  4. Разработку последовательного плана деятельности.
  5. Практическое использование результатовсвоих опытов и экспериментальной деятельности.
  6. Анализ проведённой работы, формулирование выводов, рекомендаций, направлений дальнейшей деятельности.
  7. Оформление работы и презентация отчёта перед педагогическим коллективом.

На курсы повышения квалификации, конференции и семинары может направить администрация школы. А вот индивидуальную работу по самообразованию нужно суметь организовать самому, например, с помощью:

  • изучения профессиональных научно-практических изданий и электронных ресурсов
  • участия в научных обществах, клубах, проектах
  • ведения научной и экспериментальной работы
  • изучения современного опыта ведения педагогической деятельности
  • посещения библиотек
  • поездок на экскурсии
  • профессионального общения с учёными и другими интересными, выдающимися людьми
  • посещения мероприятий, повышающих культурный уровень (музеев, концертов, выставок и т. д.).

Документы классного руководителя

Немаловажно умение классного руководителя работать с информацией, её систематизировать и хранить.

Общий список документов классного руководителя:

  1. Годовой план по воспитательной работе.
  2. Внесение информации в классный журнал.
  3. Таблица сведений о родителях.
  4. Перечень членов родительского комитета.
  5. Краткое описание содержания родительских собраний (протоколы).
  6. Расписание и содержание уроков учителей разных предметов (с целью изучения воспитательных моментов).
  7. Сценарии воспитательных мероприятий, классных часов.
  8. Диагностические методики.
  9. Сведения о проведении индивидуальной работы с проблемными учениками.
  10. Паспорт класса.
  11. Журнал проведения инструктажей по технике безопасности и правилам дорожного движения.
  12. Отчёты по воспитательной работе.
  13. Сведения о посещаемости учащихся, их успеваемости, прилежанию, состоянию здоровья.
  14. Информация о внеурочной деятельности учеников.
  15. Личные дела школьников.

Классный руководитель сегодня — это мыслящий педагог, беспрестанно развивающийся, ищущий ответы на вопросы, волнующие учеников и их родителей. Такой человек открыт для нового, способен позитивно повлиять на развитие учеников, формировать их души, вести к свету.

Источник: //paidagogos.com/klassnyiy-rukovoditel-v-shkole-funktsii-obyazannosti-sistema-rabotyi.html

Классный руководитель: что входит в его функции?

Классное руководство в школе

Уже почти два года существует эта статья и очень много читателей жаловались на то, что мои слова ничем не обоснованы, только на опыте. Требовали предоставить нормативные акты, но я ничего не могла найти.

Поиск ответа на вопрос одного из пользователей случайно вывел меня на приказ министерства с методическими рекомендациями о работе классного руководителя и я решила обновить статью и прокомментировать её в соответствии с нормативным актом.

Ещё работая в школе, меня поражало и возмущало, сколько же должен всего делать учитель, если он ещё и классный руководитель. О большом количестве «профессиональных граней» учителя я уже немного писала здесь. Данная статья опишет функции классного руководителя с точки зрения министерства образования.

Школы и учителя могут в своей работе ориентироваться на приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 г.

№ 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений», которые регламентируют деятельность классного руководителя.

Классный руководитель – это учитель по любому предмету, который руководит всей жизнью (в школе и вне школы) одного прикрепленного к нему класса и общается с родителями.

По закону (ч.1 статьи 60.2. Трудового кодекса РФ) любая дополнительная работа должна выполняться с письменного согласия работника и за дополнительную плату.

На деле же классное руководство прописывается в трудовом договоре и учитель автоматически соглашается с выполнением данной работы при подписании.

Редко кто может от этого отказаться, хотя имеет полное право, да и оплачивается оно далеко от пропорциональности потраченному времени и силам.

Слова «обязанности» в методических рекомендациях мы не увидим , но есть цель и задачи, функции, формы работы и критерии оценки работы классного руководителя. Попробую сравнить то, что написано в документе со своим опытом классного руководителя.

Функции классного руководителя и что нужно для их осуществления:

  • Знать Имя, фамилию, домашний адрес, телефон (желательно) каждого ребёнка в своём классе, а также ФИО родителей (законных представителей), их телефон. Я просила и данные о месте работы родителей, но они скорее всего являются избыточными.В данном случае реализуется следующие функции классного руководителя из организационно-координирующих:
  • — обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьёй;
  • — установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся…;
  • Эти данные также необходимы для осуществления следующей функции:
  • — ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся).
  • Знать особенности характера ребёнка (по возможности). Не все черты характера и склонности видны учителю сразу или даже со временем. Родители видят учащегося по-своему, в другой обстановке. Всем нам хочется, чтобы ребенка воспринимали как личность со всеми особенностями характера и поведения, поэтому расскажите о них классному руководителю. Это может быть необходимо для:— Организации в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;взаимодействия с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;Для осуществления коммуникативных функций:регулирования межличностных отношений между обучающимися;установления взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;оказания помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств
  • Знать причину отсутствия ребёнка на занятиях . Классный руководитель отвечает за жизнь и здоровье ребёнка во время занятий. Поэтому с вас и просят заявления, записки, справки и т.д. На основе данных документов администрация составляет официальный приказ об освобождении ребенка от занятий. Таким образом, ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время занятий берет на себя родитель (законный представитель). Это функция контрольная:контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
  • Должен готовить и проводить собрания родительского комитета и родительские собрания (как групповые, так и индивидуальные)проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
  • проверять дневники как минимум раз в неделю (выставлять оценки, вклеивать важную для родителей информацию, сообщать о дате проведения родительского собрания и т.д.). Сейчас есть электронные дневники, а также большая часть информации выкладывается на сайте школы (школа обязана постоянно обновлять информацию на сайте для обеспечения информационной открытости образовательного учреждения, имейте это в виду). Но многие родители хотели бы по старинке получать информацию из бумажного носителя.контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
  • Знать медицинские показания и противопоказания каждого ребёнка — рекомендуетсяУчитель не вправе требовать медицинские заключения и диагнозы. Но родители по своему желанию могут сообщить, есть ли у ребенка аллергия или физические особенности, которые нужно учитывать при организации учебного процесса (например, плохое зрение).
  • Знать социальный статус семьи (является ли семья малоимущей (официально), сколько в семье детей, находятся ли родители в разводе).Данная информация собирается для деятельности социального педагога.оказание родителям помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования)Походы с детьми в кино, театр и проведение других воспитательных или развлекательных мероприятий-организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

Методические рекомендации освещают и формы работы, которые классный руководитель может использовать для осуществления своих функций: индивидуальные (беседы, консультации); групповые (например, органы самоуправления, которые сейчас почему-то перестали быть актуальными, по крайней мере в моей школе); коллективные (конкурсы, спектакли, концерты).

Успешность работы предлагается оценивать по уровню социального развития обучающихся (общая культура, дисциплина), то есть по результатам.  Так же оценивается сам процесс работы, то есть как классный руководитель организовал воспитательную работу с учащимися, как взаимодействует с коллективом школы и родителями.

Но некоторые вещи всё же не освещены в документе, но, по-моему мнению, важны для работы — это то, чего нельзя делать в работе классного руководителя и немного о его графике.

Классный руководитель не вправе

собирать деньги с детей или родителей по собственной инициативе или по просьбе администрации школы;
раскрывать личную информацию об учениках, родителях, учителях посторонним лицам (всему классу, на родительских собраниях), так как он будет нарушать закон о персональных данных;
в одиночку выводить класс за пределы школы, если в классе больше 10 человек (на каждые 10 человек требуется один взрослый сопровождающий, поэтому могут пригласить родителей или других учителей). Требуется в обязательном порядке написать заявление на имя директора о том, куда и когда вы выходите с детьми с приложением списка учащихся.

О рабочем графике классного руководителя

Если классного руководителя (да и вообще учителя) волнует то, что родители звонят в любое время дня и ночи, то можете опираться на ваш трудовой договор.

Классное руководство — это дополнительная обязанность, которая выполняется в основное рабочее время.

  А так как рабочий день у учителей по сути ненормированный, то лучше договоритесь, в какое время родители могут вам позвонить по личному вопросу (за исключением экстренных случаев).

Мое мнение

Формулировки как всегда размыты и не разъясняют истинное положение классного руководителя в школе.

Да, отражено, что он должен контактировать с родителями, быть «мостиком» между ними и другими работниками школы, должен организовывать воспитательную работу и стремиться развивать личность своих подопечных, решать конфликты, контролировать оценки и посещение.

Но опять ничего не сказано про навязанные функции — сбор денег и организация питания учащихся своего класса ( на уровне своего муниципалитета я видела документ, в котором это прописывалось как обязательная функция классного руководителя). Почему он не должен это делать, я попыталась доказать в данной статье.

Напоследок…

Спустя два года я вернулась к статье уже с другими представлениями о школе и работе  в ней классным руководителем. Некоторые читатели были не согласны с моим мнением (правда, не поясняя почему).

Сейчас я понимаю, что многое зависит от людей и достаточно много учителей, которые очень любят быть именно классным руководителем и большое количество функций их не пугает и не раздражает.

Для меня же эта работа была в тягость, так как хотелось в большей степени заниматься подготовкой к урокам, а не подсчетом оставшихся денег на питание и проверкой дневников.

Источник: //shkola-i-my.ru/%E2%80%9C/roditelskie-sobraniya/klassnyjj-rukovoditel-chto-on-dolzhen-mozhet-i-ne-obyazan-delat-pamyatka-dlya-roditelejj

Классный руководитель. А за что им ещё 5000 доплачивать?

Классное руководство в школе
Картинка из открытых источников

Давайте поговорим о том, почему реакция общества оказалась двузначной.  Что касается учителей, то многие просто не верят, что к их зарплате могут добавить такую внушительную (по мнению учителей) сумму.

А некоторые предполагают, что из-за такой надбавки за классное руководство будут урезанные другие выплаты. Третьи же считают, что лишь небольшой процент учителей смогут получить все 5 тысяч.

Скорее всего, эта надбавка будет рассчитываться индивидуально и складываться из-за специальных показателей (например, количества детей в классе). 

Что касается людей, которые не работают в школе и не представляют весь объём работы классного руководителя, то можно услышать, что «это слишком большая надбавка и за что учителям вообще такое счастья? Как они отработают такие «огромные» деньги». 

Поэтому, сегодня хочется остановиться и подробно поговорить об обязанностях классного руководителя. Давайте разберёмся, за что им все таки обещают увеличить зарплату из федерального бюджета. 

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 21.12.

2012 в права и обязанности классного руководителя входит:

  • получать информацию о физическом и психическом здоровье детей;
  • контролировать учебные успехи каждого ученика;
  • координировать работу учителей-предметников;
  • приглашать родителей в учебное заведение в случае необходимости;
  • участвовать в работе различных школьных структур самоуправления;
  • выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы;
  • определять индивидуальный режим работы с учащимися;
  • применять новые методы, формы и приемы воспитания;
  • выбирать форму повышения собственного педагогического мастерства;
  • защищать собственную честь и достоинство в школьных органах управления и защиты в случае несогласия с оценкой состояния воспитательной работы.

Так же классный руководитель должен руководствоваться ещё одним документом – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений», где прописано, что входит в ежедневные и еженедельные обязанности классного руководителя. 

Давайте составим примерный список обязанностей классного руководителя:

Картинка из открытых источников

  • Ежедневный контроль посещаемости учащихся. Уже спустя 10 минут после начала первого урока классный руководитель должен знать, почему отсутствует тот или иной ребёнок. Как он будет одновременно выяснять это и вести свой собственный урок – непонятно;
  • Постановка детей на питание, заполнение ежемесячного отчета по питанию, контроль оплаты питания. «А поставьте Машу на питание, а я завтра долг оплачу/справку принесу, вам же не сложно». Нет, конечно, не сложно. Только при сдаче отчета учитель будет выслушивать очень много хорошего про себя только из-за того, что в его классе есть должники, а он не может добиться погашения этих долгов от родителей;
  • Контроль за соблюдением норм поведения обучающимися – сюда относятся все конфликты учеников друг с другом, с учащимися других классов, с учителями-предметниками. Дети подрались на перемене – классный руководитель недосмотрел, дети нахамили учителю – классный руководитель не провёл беседу по культуре речи, дети испортили школьное имущество – думаю, вы понимаете, кто и здесь останется крайним;
  • Контроль успеваемости. Нужно понимать, что за любую неудовлетворительную оценку за четверть/триместр с классного руководителя спрашивают так, как будто это их собственный ребёнок. Да, безусловно, почти все классные руководители любят своих учеников как своих родных детей, но не стоит забывать, что в классе чаще всего около 30 человек. И у каждого из учеников есть свои собственные родители, которые должны быть заинтересованы в успеваемости ребёнка никак не меньше учителя. А очень часто, к сожалению, родители просто пытаются переложить свои обязанности на плечи классных руководителей. 
  • Еженедельный классный час. В каждой школе есть своё установленное время проведения классного часа, а классный руководитель обязательно сдаёт план-сетку классных часов на год. Задумайтесь, сколько уходит времени и сил на подготовку современного классного часа, который сможет заинтересовать детей. Лично у меня на это уходит минимум 1,5-2 часа. 
  • Родительские собрания. Что ж, здесь можно много и долго расписывать, сколько времени, сил и нервов уходит на подготовку и проведение этого мероприятия, но думаю, что и учителя, и родители понимают, родительское собрание – это сложно для всех. Не будем говорить и про опоздания родителей и желание узнать именно про своего ребёнка в то время, как учитель освещает общие вопросы, и про вопросы вообще не связанные со школой – «А вот мой Петечка…». Зачастую родительское собрание длится около двух часов. Проводится оно, разумеется, в вечернее время, когда родители учеников освобождаются с работы. В дни родительских собраний рабочий день классного руководителя может начинается в 7.30, а закачивается не раньше 19.00. Но все уверены, что у учителей короткий рабочий день, да и вообще, нет ничего сложного в проведении уроков. 

Здесь указаны далеко не все обязанности классного руководителя. Про всю документацию, которую нужно сдавать минимум раз в неделю, можно написать отдельную статью.  Такую же статью можно написать и про поздние звонки от родителей, их требовательность и веру в то, что «мой ребёнок – не такой, вы все врете». 

Но, не смотря на все это, в нашем обществе почему-то распространено мнение, что работа классного руководителя – это сущий пустяк. Но тогда скажите, почему в школах учителя до последнего не соглашаются брать классное руководство? Почему вместо этого нагружают себя дополнительными часами и внеурочной деятельностью? И смогут ли обещанные 5 тысяч спасти эту ситуацию?

У многих ли среди наших читателей есть классное руководство? Встречались ли в вашей работе случаи, описанные в статье? И считаете ли вы добавку 5000 рублей за классное руководство справедливой?

Источник: //zen.yandex.ru/media/young_teacher/klassnyi-rukovoditel-a-za-chto-im-esce-5000-doplachivat-5e5fb583cf459940df7d6fe8

Классный руководитель в современной школе. Кто он? – МЦРКПО

Классное руководство в школе

Илюхина В.А.,
директор Школы №2006,
Заслуженный учитель РФ, к.п.н.

7 июля. МИОО. Дискуссия: классный руководитель. Каким он должен быть в современном образовательном учреждении столицы? Каков регламент его взаимодействий с администрацией, педагогами, детьми, родителями, общественностью?…

Это изменения, которые нужно внести в его должностную инструкцию, а, может, это иная специальность?… Должен ли быть четкий регламент действий классного руководителя? Или это его творчество, и не должны быть ограничивающие рамки?
Разговор начат своевременный и нужный, поэтому и дискуссия развернулась жаркая! И это только начало!
Каким Я вижу современного классного руководителя? Класс –  своеобразный мир, в котором выстраиваются взаимоотношения, решаются многие задачи, в том числе и нравственные, формируется отношение к образовательным предметам, результативность качества их усвоения, происходит становление личности, социализация и многое другое!… Скажете – как?! И это все один человек – классный руководитель!? И-да, и-нет! А как же директор? Один? Да! Он отвечает за все, что происходит в школе! Нет! Потому что есть команда, которой он делегирует определенный круг полномочий. А классный руководитель (кстати, директор – руководитель организации) – это директор своего класса, и он должен отвечать за все, что в нем (классе) происходит. Я понимаю, за идею работать… оплата…Время требует сегодня вносить коррективы в эту деятельность, а, следовательно, вносить и финансовые коррективы! Хотя, надо сказать, учитель – это во все времена была, есть и будет особая миссия! И мы понимаем (надеюсь, если не все, то многие), что свою деятельность каждый из нас меряет не только рублем. Это наша жизнь, с радостями и переживаниями, победами и неудачами, памятью на годы или провалами, оставленный след в душе на много лет в сердцах наших учеников, или след, вытертый, как пыль с паркета… Как оценить эту жизнь? Она у всех одинакова? И стоит всем поровну? Каждый дает ей свою цену. Но со стороны-то виднее! И сегодня, руководителям школ (если они хорошие дирижеры), отчетливо видно, что в каждом коллективе есть классные руководители по отдельным параметрам деятельности выше многих коллег! Ни один ВУЗ (к сожалению) не обучает этой специальности. Ей мы овладеваем с опытом.

… По окончании ВУЗа мы приходим в Школу и, как правило, нам дают классное руководство. Значит, несколько лет я проживу со своими учениками. Как? С чего начать? Эти вопросы  всегда задает себе каждый начинающий учитель. Нет единой формулы для ответа.

Режим выстраивания взаимоотношений зависит от параллели класса: в начальной школе он один, в 5 классе – другой, а если подхватываешь в старшей школе – третий. Но всегда ученики должны видеть твое неравнодушие, должны понимать, что у тебя нет «любимчиков», что ты ровно относишься к каждому из них. С детьми надо разговаривать.

И не только на классном часе (и уж ни в коем случае, на уроке).

Это может быть доверительная беседа с одним, возможно, с несколькими учениками (если этого требует сложившаяся ситуация), а, может, беседа с приглашением родителей, беседа во время похода в театр, посещения экскурсии, во время поездки… В неформальной обстановке дети, как правило, лучше раскрываются.

А взаимоотношения с родителями? Тоже непростой аспект, и особенно сегодня. Родители предъявляют к классному руководителю высокие требования, следовательно, и с ними надо работать очень продуманно. Ни в коем случае не свысока, не унижая достоинства членов семьи. Не стоит выбирать себе друзей среди родителей. Они могут ими стать, но пусть это произойдет намного позднее. С родителями тоже следует выстраивать ровные отношения и не показывать преимущество одних по отношению к  другим.

Очень важны первые встречи. Как с родителями, так и с детьми. Первый классный час, первое родительское собрание – все должно быть продумано, хорошо подготовлено, чтобы осталось не только приятное впечатление от первого знакомства, но и уверенность в том, что рядом с их ребенком профессионал и друг, и большая опора для родителей в воспитании.

В каждой семье классный руководитель должен выстроить отношения так, чтобы ему доверяли и взрослые, и дети.

Сегодня иные возможности у школы, сегодня не только она учит, но и город (а кто поможет пройти ЭТУ учебу?).

Он предоставляет нашим школьникам невероятные условия для получения образования! Это и проектная деятельность, и профессиональные среды, и университетские субботы, и участие в различных городских конкурсах, олимпиадах… Конечно, во всем этом классный руководитель должен принимать непосредственное участие, как координатор, направляя каждого из своих подопечных в нужное русло, и здесь его большими помощниками могут оказаться родители. Тогда и работа классного руководителя будет более эффективной.

У нас есть наш, учительский ВУЗ, это МИОО. Может, пора открыть курсы «Эффективный классный руководитель»? В МИОО такая мощная команда! Уверена, и в столице можно найти много педагогов, которые имеют прекрасные наработки в различных областях этой деятельности и готовы поделиться опытом, предупредить возможные ошибки, через которые прошли сами!.. Согласна, невозможно расписать должностную инструкцию идеально и действовать только по ней! Но на урок каждый учитель, например, географии, имеет один и тот же параграф учебника, а проходят уроки совсем по-разному,  и с разным конечным результатом. Почему классный руководитель не один, потому что у него много помощников, с которыми ОН должен осуществлять взаимодействие! Это и социальный педагог, и психолог, и ответственный за безопасность, за питание, за систему ДО, внеурочной деятельности…
Сегодня к нам приходят другие дети, обладающие, порой, такими компетенциями, которые кто-то из нас даже принимать не хочет, а это значит, что эти классные руководители не поняли, что ОНИ ДОЛЖНЫ измениться! Например, считаю, что классный руководитель должен влиять на жизнь в социальных сетях своих учеников. Более того, сегодня он может найти в пространстве столько полезной для ребят информации, выложить и увлечь ею (а то и прибегнуть к их помощи для нахождения материала по заданной теме), может устраивать дискуссии на темы, оставлять свои комментарии. Это нужно проводить и с родителями, тогда, возможно, уйдут со временем (это культура общения в сетях) те высказывания и суждения в адрес школы, учителя, которые, нередко, просто потрясают (и уж не в хорошем смысле слова).Формат собраний для родителей тоже должен меняться. И здесь на помощь уже во многие школы приходят новые технологии. Это не значит, что дорогу в школу родители станут забывать. Нет. Просто нужно искать новые формы общения, формы содружества, сотворчества. И они же уже работают, пусть пока и по крупицам (а, может, и больше). И к таким классным руководителям стремятся попасть родители со своими детьми, и стремление в такие школы (где интересно работают педагоги) всегда выше. Думаю, эти строки читают и ученики, и родители, и выпускники нашей 2006-й школы, значит, кому-то из них будет что написать о своем классном руководителе, которым они гордятся, в объявленном конкурсе, итоги которого будут подведены к Дню Учителя.Итак, завершая на сегодня размышления вслух, считаю, что разговор был поднят очень актуальный, по времени – чтобы не опоздать! А регламент? Он должен быть прописан. В каких-то вопросах очень четко и конкретно, в каких-то направлениях более общо. Пусть каждый проявляет свое творчество в работе по мере способностей, возможностей, профессионального отношения к делу.

Класс – это маленькая школа, и классный руководитель в ней – классный директор, который в ответе за все, что в нем происходит. Но школа сегодня очень быстро меняется. Меняется управление, структура, ответственность, содержание,  стиль обучения, подходы к изучению предметов и многое другое.

Сегодня мы уже не должны работать и обучать так, как это было вчера. В динамично меняющемся мире должно меняться все. И школа – прежде всего. Она должна соответствовать запросам времени.

Следовательно, пришло время подумать и о роли современного классного руководителя? Кто он сегодня? Чего ждут от него дети, родители?  Какой  он нужен современной школе? Нужен ли он в качестве классного руководителя 10-летней давности? С кем он должен взаимодействовать в школе? А, может, он освобожденный классный руководитель? Или у него иная часовая ставка? А, может, в старшей школе классный руководитель один на 2 класса? Тут есть над чем подискутировать. Но это в другой раз!

А у вас есть на это мнение, друзья? Подключайтесь! Вопрос-то и актуальный, и очень важный, и интересный!

Источник: //mcrkpo.ru/%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BE-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8/%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D0%B2-%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9/

Юр-Центр Варуна