Какие мои действия, если налоговая требует предоставить уточненные декларации?

Уточненная налоговая декларация последствия для налогоплательщика

Какие мои действия, если налоговая требует предоставить уточненные декларации?

Нормы Налогового Кодекса (далее – НК РФ), регламентирующие права и обязанности налогоплательщиков при уточнении своих налоговых обязательств, не определяют порядок действий должностных лиц налоговых органов в зависимости от того, в какой момент налогоплательщик представил уточненную декларацию.

В то же время, ответ на вопрос учтет ли налоговый орган данные уточненной декларации в решении по результатам камеральной или выездной проверки весьма важен для налогоплательщиков, поскольку от этого напрямую зависят суммы недоимки, пеней и штрафов к уплате по результатам таких проверок.

 В связи с этим, ФНС России выпустило разъяснения, обязательные для исполнения всеми территориальными налоговыми органам. Согласно данных разъяснений, порядок действий должностных лиц налоговой инспекции напрямую зависит отмомента поступления уточненной декларации налогоплательщика.

В Письме ФНС России N АС-4-2/19576 от 21.11.12прежде всего, разъяснено, что указанное в решении по результатам налоговой проверки, предложение налогоплательщику внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, не означает обязанность налогоплательщика представить уточненные налоговые декларации.

Далее, ФНС России объясняет последствия подачи уточненной налоговой декларации и порядок действий налоговых органов в зависимости от того, в какой момент налогоплательщик ее представил.


Ситуация № 1. Вы представляете уточненную декларацию в ходе проведения камеральной налоговой проверки  по первичной декларации.

Порядок действий налоговой: проверка первичной декларации прекращается, начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации.

Следовательно, решение по результатам камеральной проверки будет принято на основании представленных Вами уточненных данных.

 
Ситуация № 2. Вы представили уточненную декларацию в ходе выездной налоговой проверки (до составления справки об окончании проверки).

 В этом случае уточненная налоговая декларация должна быть проверена в рамках выездной проверки, за исключением тех случаев, когда уточненная декларация представлена по НДС или акцизам с суммой к возмещению из бюджета (по таким декларациям должна быть проведена самостоятельная камеральная проверка).

Но, обратите внимание! В разъяснениях ФНС России указано, что в случае если представление уточненной декларации незадолго до окончания выездной налоговой проверки ограничивает налоговый орган во времени, необходимом для проведения мероприятий налогового контроля (получения пояснений налогоплательщика, истребования документов, проведения экспертизы  и т.д.) с целью установления всех существенных обстоятельств, связанных с уточнением налоговых обязательств, то такая декларация проверяется в рамках самостоятельной камеральной налоговой проверки.

По сути данная фраза означает, что при подаче любой уточненной декларации в ходе выездной налоговой проверки налоговый орган может учесть или не учесть данные уточненной налоговой декларации  в решении по результатам выездной налоговой проверки ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ.

Такое право налоговых органов следует из формулировки рассматриваемого письма ФНС России «представление уточненной декларации НЕЗАДОЛГО до окончания выездной налоговой проверки».

Незадолго – это за сколько? За три дня до окончания проверки или за неделю, а может за какой-то другой срок? Ответа в рассматриваемых разъяснениях ФНС России нет.


Ситуация № 3. Вы представляете уточненную декларацию ПОСЛЕ окончания камеральной налоговой проверки первичной декларации, но ДО составления или вручения (направления) Вам  АКТА камеральной налоговой проверки.

Отметим, что моментом окончания камеральной налоговой проверки является истечение трехмесячного срока со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации либо момент ее окончания, определяемый по дате, указанной в акте налоговой проверки, в зависимости от того, что наступило ранее.

https://www.youtube.com/watch?v=wttbKhufmCU

ФНС России разъясняет, что в этой ситуации  – налоговая ВПРАВЕ не составлять или не вручать акт по первоначальной проверке и провести новую камеральную проверку.

Такая формулировка означает, что возможна и обратная ситуация, а именно – решение по первоначальной камеральной проверке будет принято без учета данных уточненной декларации.

Следовательно, спрогнозировать заранее какое решение  примут налоговые органы в данном случае затруднительно.

Относительная определенность имеется только в случае, если Вы представили уточненные налоговые декларации по НДС или акцизам с суммой к возмещению из бюджета, поскольку здесьналоговая ОБЯЗАНА прекратить первоначальную камеральную проверку и провести новую камеральную проверку по уточненным декларациям.


Ситуация № 4.  Вы представляете уточненную декларацию ПОСЛЕ вручения (направления) Вам АКТА камеральной проверки первичной декларации  или акта выездной проверки, но ДО ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ по  результатам проверки.

 По мнению ФНС России, в данной ситуации, налогоплательщик может внести исправления в декларацию:

а) с учетом нарушений, отраженных в акте налоговой проверки (полностью или частично);

б) не связанные с нарушениями, установленными по результатам налоговой проверки, по которым одновременно им представлены подтверждающие документы или такие документы не представлены.

При этом, показатели уточненной налоговой декларации учитываются при вынесении решения по результатам проверки только при условии, что вносимые налогоплательщиком изменения налоговым органом проверены и подтверждены документально.

Следовательно, учесть данные уточненной декларации в решении по результата проверки  в данном случае – ПРАВО налоговой. Это означает, что как и в предыдущей ситуации, все зависит от усмотрения конкретного должностного лица налоговой инспекции.

Данные уточненных деклараций по НДС или акцизам с суммой к возмещению из бюджетане будут учтены в решении по проверке, поскольку в этих случаях налоговая ОБЯЗАНА провести новую камеральную проверку по уточненным декларациям.

 
Ситуация № 5. Вы представили уточненную декларацию ПОСЛЕ ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ по результатам рассмотрения материалов соответствующей камеральной (выездной) налоговой проверки
.

По мнению ФНС России, налоговым органам необходимо руководствоваться положениями письма ФНС России от 12.10.2011 N АС-5-2/1222дсп@. Поскольку данное письмо является документом для служебного пользования, о его содержании можно только догадываться.

Однако, в данном случае необходимо помнить, что по такой уточненной налоговой декларации возможна повторная выездная  проверка (п.10 ст.89 НК РФ), а новая камеральная проверка уточненной декларации будет проведена в любом случае (п.1 ст.88 НК РФ).

В заключении хотелось бы поделиться с Вами собственными впечатлениями от прочтения данных разъяснений ФНС России.

Несмотря на столь подробную инструкцию по уточненным налоговым декларациям – после ее изучения нет четкого ответа на вопрос о том, чего ждать от налоговой в случае самостоятельного уточнения налоговых обязательств во время налоговой проверки или до момента принятия окончательного решения по ее результатам. Учтут ли уточнения Ваших налоговых обязательств в решении по проверке, пересчитают ли суммы недоимки, пеней и штрафов? К сожалению, даже внимательное изучение разъяснений ФНС России не дает однозначных ответов на эти вопросы.

Порядок действий налоговых органов в том или ином случае зависит от усмотрения конкретного должностного лица, проводящего налоговую проверку.

Кроме того, такие формулировки как «налоговый орган ВПРАВЕ не составлять акт/не вручать акт» или «представление уточненной налоговой декларации НЕЗАДОЛГО до окончания проверки» не способствуют единообразному применению норм НК РФ, а следовательно – новые судебные споры налогоплательщиков с налоговыми органами по данным вопросам неизбежны.

Хотелось бы обратить Ваше внимание также на то, что существует противоположная мнению ФНС России судебная практика по вопросу уточнения налоговых обязательств налогоплательщиком в период проведения налоговой проверки.

По мнению арбитражных судов, налогоплательщик имеет право подать уточненные декларации как в ходе выездной/камеральной проверки, так и после ее проведения, при этом налоговый орган должен установить действительную обязанность налогоплательщика по уплате налога.

На этом основании многие решения налоговых органов по результатам проверок, вынесенные без учета данных уточненных деклараций, были успешно оспорены в судебном порядке.

Профессиональная помощь юриста в налоговых спорах (с возможностью оказания услуг дистанционно, через интернет)

Рекомендации налогоплательщикам по действиям в спорных ситуациях

Источник: https://tax-support-spb.ru/raziyasnenia-minfina-i-nalogovih-organov/pravila-podachi-utochnennyih-deklaratsiy-podrobnaya-instruktsiya-dlya-nalogoplatelshhikov-ot-fns-rossii.html

Ответственность при предоставлении в налоговый орган уточненных деклараций. Корректировка налоговой отчетности

Какие мои действия, если налоговая требует предоставить уточненные декларации?

Юлия Шестова

Специалист по налогам и налогообложению компании RUS TAX CONSULTING

специально для ГАРАНТ.РУ

Возможность внести изменения в налоговую декларацию предусмотрена положениями ст. 81 НК РФ.

Обязанность представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию установлена при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога.

Если же ошибка не привела к занижению суммы налога, налогоплательщик не обязан представлять уточненную налоговую декларацию (постановление ФАС Московского округа от 5 июня 2009 г.

№ КА-А41/3719-09, постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 марта 2010 г. № Ф07-1600/2010, постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 июля 2008 г.

№ А56-21101/2007, постановление ФАС Московского округа от 26 мая 2014 г. № Ф05-4530/14 по делу № А41-25836/2012).

Как долго может продолжаться выездная налоговая проверка? Сколько раз ее можно приостановить и по чьей инициативе? Каким документом подтверждается ее прохождение? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив блок “Советы экспертов. Проверки, налоги, право”.

Оставить заявку

Максимальных сроков, ограничивающих возможность налогоплательщика представить уточненные декларации, ст. 81 Налогового кодекса не содержит.

Поэтому у налоговых органов нет оснований для отказа в принятии уточненных деклараций, представляемых налогоплательщиком за любой период его деятельности (в том числе, ранее чем за три года). Аналогичный вывод представлен в письме ФНС России от 12 декабря 2006 г.

№ ЧД-6-25/1192@, письме ФНС России от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-2/17979, письме Минфина России от 24 августа 2004 г. № 03-02-07/15, а также в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 13 октября 2014 г.

№ Ф05-11530/14 по делу № А40-4499/2014, Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 августа 2014 г. № Ф04-8233/14 по делу № А03-18880/2013.

Однако, если НК РФ не ограничивает налогоплательщика во времени представления уточненных налоговых деклараций, то в отношении возврата излишне уплаченного налога непременным условием является соблюдение трехлетнего срока, после истечения которого осуществить такой возврат будет уже невозможно.

Уточненная декларации представляется по той же форме, которая действовала в периоде совершения ошибки, и в том же объеме (п. 5 ст. 81 НК РФ).

С 1 января 2014 года согласно п. 3 ст. 80 и п. 5 ст. 174 НК РФ плательщики НДС, в том числе налоговые агенты, обязаны представлять налоговые декларации по НДС только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (письмо ФНС России от 30 сентября 2013 г. № ПА-4-6/17542).

Представление декларации по НДС производится по установленному формату в электронной форме начиная с декларации за первый квартал 2014 года (письмо ФНС России от 18 февраля 2014 г. № ГД-4-3/2712, письмо Минфина России от 8 октября 2013 г. № 03-07-15/41875).

Уточненные декларации за налоговые периоды, предшествующие первому кварталу 2014 года, представляются в ранее действовавшем порядке (ФНС России от 15 октября 2013 г. № ЕД-4-15/18437).

Ответственность по ст. 122 НК РФ при представлении уточненной налоговой декларации с суммой налога к доплате.

В рамках камеральной проверки:

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае (п. 4 ст. 81 НК РФ):

  • представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

То есть избежать ответственности по ст.

122 НК РФ возможно, если до момента подачи уточненной декларации уплатить недостающую сумму налога и соответствующую сумму пени и налоговые органы при этом не выставляли требование о предоставлении пояснений или внесении исправлений, связанное с обнаружение ошибки, приводящей к увеличению суммы налога к доплате.

В рамках выездной проверки:

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае (п. 4 ст. 81 НК РФ):

  • представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
  • представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

То есть избежать ответственности по ст.

122 НК РФ можно, если уточненная налоговая декларация подана после истечения срока уплаты налога но до момента, когда налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сборов) узнал о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период (письмо Минфина России от 20 июня 2012 г.

№ 03-04-05/8-751) (то есть до даты ознакомления с решением руководителя налогового органа о назначении выездной налоговой проверки) недостающая сумма налога и соответствующие ей пени уплачены до момента представления уточненной налоговой декларации (расчета).

Таким образом, не считаются выполненными условия освобождения в случае, когда уточненные декларации представлены в период проведения выездной налоговой проверки.

Правомерность такого подхода подтверждается и судебной практикой (например, постановление Президиума ВАС РФ от 26 апреля 2011 г. № 11185/10, постановление ФАС Московского округа от 1 февраля 2013 г. № Ф05-15831/12, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27 августа 2015 г. № Ф10-2516/15 по делу № А68-7542/2014).

Иные обстоятельства, влияющие на привлечение к ответственности по ст. 122 НК РФ при подаче уточненных деклараций

Представление уточненной налоговой декларации и уплата доначисленной суммы налога и соответствующих ей пеней в рамках выездной (камеральной) проверки могут квалифицироваться как обстоятельство, смягчающее ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения.

В описательной части решения предусмотрено указание обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.

Наличие в решении упоминания о представлении уточненной налоговой декларации и уплате доначисленной суммы налога и пеней может помочь налогоплательщику при обращении в управление ФНС России по субъекту РФ с апелляционной жалобой. Вышестоящая налоговая инстанция в свою очередь может воспринять это как обстоятельство, смягчающее ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения, и снизить размер штрафных санкций.

На то, что подача уточненных налоговых деклараций и уплата доначисленных сумм налогов могут быть учтены в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 26 апреля 2011 г. № 11185/10, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 июня 2015 г. № Ф05-7266/15 по делу № А40-65624/2014.

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/shestova/1110776/

Уточненная налоговая декларация: работаем над ошибками

Какие мои действия, если налоговая требует предоставить уточненные декларации?

Статья 80 НК РФ дает следующее описание налоговой декларации – это заявление об объектах налогообложения, о полученных доходах, произведенных расходах и об исчисленной сумме налога.

Бланки налоговых деклараций по разным налогам утверждаются Федеральной налоговой службой, поэтому, конечно, это не тот документ, который можно составить в свободной форме. Кроме самих бланков деклараций ФНС утверждает и порядок их заполнения.

Достаточно часто при подготовке деклараций налогоплательщики допускают ошибки.

Чтобы избежать этого, рекомендуем при возникновении вопросов своевременно обращаться к специалистам, а также контролировать сдачу отчетности. Проверить себя можно с помощью бесплатного аудита.

Скачать актуальные формы налоговых деклараций и других необходимых документов вы можете в разделе Образцы документов

Что делать, если после сдачи декларации вы обнаружили ошибку? Возможно, придется подготовить и сдать уточненную налоговую декларацию. В одних случаях ее подача будет правом налогоплательщиком, а в других – обязанностью.

Что считается ошибкой в декларации

В статье 81 НК РФ упоминаются недостоверные сведения в декларации и собственно ошибки.

Недостоверные сведения – это неверно указанные суммы доходов, расходов, результатов финансово-хозяйственной деятельности, налогов к уплате.

Под ошибками понимают неверно указанный налоговый период или дату, арифметические ошибки, нарушение порядка заполнения декларации, неправильно указанные коды (ИНН, КПП, КБК, ОКТМО и прочее).

Недостоверные сведения и ошибки в декларациях могут никак не повлиять на сумму налога, который надо уплатить, а могут его уменьшить или увеличить. От того, как отразились ошибки и недостоверные сведения на сумме налога, зависит необходимость подачи уточненной налоговой декларации.

Когда налогоплательщик обязан подать уточненную налоговую декларацию

Здесь все очень просто, если сумма налога к уплате занижена, то есть страдают интересы бюджета, то подача уточненной декларации – обязанность налогоплательщика (п. 1 ст. 81 НК РФ). Если же ошибки в первичной декларации не уменьшили сумму налога или произошла переплата в бюджет, то налогоплательщик вправе, но не обязан, подавать уточненную декларацию.

Период, за который можно подавать уточненку, законодательством не ограничен. Даже если с момента подачи ошибочной декларации прошло больше трех лет (глубина проведения выездной проверки), налогоплательщик обязан подать уточненную декларацию, если обнаружил недоимку по налогу.

Обратите внимание, что ошибки или недостоверные сведения в первичной декларации налогоплательщик должен обнаружить самостоятельно. Если их находит налоговая инспекция в результате проверки или сверки расчетов, то суммы недоимки или переплаты по налогу фиксируются в результатах проверки.

Что касается переплаты налога в бюджет, то перед подачей уточненной налоговой декларации стоит оценить целесообразность этого шага. Дело в том, что при занижении налоговой базы (то есть налог был переплачен в результате завышения доходов или занижения расходов) налоговая инспекция может провести выездную проверку по периоду, за который была подана уточненная налоговая декларация.

Кроме того, для подтверждения факта переплаты налога необходимо будет представить в ФНС документы, на базе которых подготовлена уточненная декларация (договоры с контрагентами, первичные и платежные документов, счета-фактуры). Если вы уверены в своей правоте, можете подтвердить ее документально, а сумма переплаты значительна, то подавать уточненку действительно стоит.

Как оформить уточненную декларацию

Специальной формы для уточненной декларации не предназначено, но здесь надо учитывать, что подавать скорректированную информацию надо на бланке, который действовал в тот налоговый период (п. 5 ст. 81 НК РФ). Например, если вы в 2020 году обнаружили ошибку в декларации по УСН за 2017 год, то и подавать уточненную декларацию надо по форме, которая была актуальна в 2017 году.

В уточненной декларации не указывают разницу между ошибочными и верными значениями, а только новые правильные показатели. Отличаться будет еще и титульный лист, т. к. на нем необходимо указать другой номер корректировки.

В первичной декларации в поле с номером корректировки прописывают «0», в первой уточненной декларации это будет «1». Если за этот же период будет подаваться еще одна уточненка, то значение соответствующего поля будет «2» и т.д.

Количество уточнений декларации законом не ограничено.

Если вы подаете уточненную декларацию за период до 1 января 2014 года, когда действовали коды ОКАТО (сейчас их заменили коды ОКТМО), то указывайте именно их. Но если на основании этой скорректированной декларации вы должны заплатить недоимку по налогу за период до 2014 года, то в платежном поручении можно указывать только код ОКТМО.

Налоговый кодекс не требует при представлении уточненной декларации прилагать какие-либо пояснения, тем не менее, рекомендуется подать вместе с ней и пояснительную записку. Все равно налоговая инспекция с большой вероятностью запросит объяснения при камеральной проверке исправленной декларации.

В пояснительной записке укажите:

  • декларацию по какому налогу и за какой период вы подаете;
  • какие недостоверные сведения или ошибки содержатся в первичной декларации;
  • в каких полях уточненной декларации указаны первичные и исправленные значения показателей;
  • расчет налоговой базы и исчисленного налога (если эти суммы изменилась);
  • копии платежных документов об уплате недоимки и пени, если они были уплачена до подачи уточненной декларации.

Ответственность за подачу уточненной налоговой декларации

Конечно, налогоплательщиков волнует, могут ли к ним применить какие-то санкции за подачу уточненки. Может, лучше подождать, пока налоговый инспектор эти ошибки и недостоверные сведения самостоятельно обнаружит (а ведь может и не обнаружить)? Или, все-таки, повинную голову меч не сечет? Не всегда.

За сам факт подачи уточненной декларации ответственности не предусмотрено. Однако, в зависимости от срока ее представления и наличия недоимки по налогу (если при уточнении сумма налога оказалась выше, чем в первичной декларации), могут складываться следующие ситуации:

  1. Скорректированная информация подана в пределах сроков отчетной кампании. Например, 10 февраля 2020 года организация подала первичную декларацию по УСН за 2019 год, в которой по горячим следам обнаружены ошибки или недостоверные сведения. Если уточненную декларацию сдать до конца марта 2020 года, то никаких негативных последствий не возникает вообще. В этом случае признается, что первичная декларация представлена в день подачи уточненки.
  2. Сроки сдачи декларации прошли, но для уплаты налога срок еще есть. Так, на ЕНВД это может быть период между 20 по 25 июля по итогам второго квартала. Санкций к налогоплательщику не будет, если только он нашел ошибку сам, а не узнал об этом по итогам камеральной проверки первичной декларации или из сообщения о назначении выездной проверки. Ну и, конечно, налог надо успеть заплатить вовремя.
  3. Истекли сроки сдачи декларации и уплаты налога (в случае с ЕНВД – после 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом). Важно – прежде чем подавать уточненную декларацию, необходимо уплатить сумму недоимки по налогу и пени (п.4 ст. 81 НК РФ). В этом случае штрафа не будет.
  4. Ситуация, когда штрафа за нарушение расчета налога избежать не удастся – если про недостоверные сведения или ошибки, занижающие сумму налога, налогоплательщик узнал от налоговой инспекции. Кроме недоимки по налогу и пеней придется заплатить еще и штраф по ст. 122 НК (в размере 20% от неуплаченной суммы налога).

Источник: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/utochnennaya-nalogovaya-deklaraciya

Пояснения для налоговой по убыточной декларации

Какие мои действия, если налоговая требует предоставить уточненные декларации?

ИФНС вправе в случае подачи убыточной декларации или уточненной декларации с уменьшением суммы налога запросить соответствующие пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В пояснениях укажите, какие показатели и на какую сумму вы скорректировали и с чем это связано (например, вы можете сослаться на «опоздавшие» первичные документы от поставщиков, на технические ошибки, в результате которых расходы не попали в налоговый учет и т.д.).

В соответствии со п. 4 ст. 88 НК РФ организация вправе (именно вправе, а не обязана) приложить к пояснениям выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета, первичные и другие документы, подтверждающие изменение показателей.

Обязанность предоставления документов у организации возникает тогда, когда ИФНС требует их, ссылаясь на ошибки или противоречия в уточненной декларации. Или на то, что данные этой отчетности не соответствуют другим сведениям, которыми располагает инспекция (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Обоснование

Из статьи журнала «Главбух» № 1, Январь 2014

Что инспекторы смогут теперь требовать, проверяя уточненки и убыточные декларации

Важная деталь

Пояснения к убыточной декларации инспекторы могут затребовать на камералках как по итогам года, так и по итогам отчетного периода.

С 2014 года начали действовать поправки в Налоговый кодекс РФ, которые расширяют права налоговых инспекторов при камеральных проверках. Теперь они чаще будут запрашивать у компаний пояснения и подтверждающую первичную документацию.

Четыре главных изменения “2014 в камеральных проверках

1. Пояснения на камералках
Инспекторы вправе требовать пояснения, если компания представила уточненку с переплатой, которой менее двух лет. Теперь это законное право налоговиков.

2. Документы на камералках
На камеральной проверке уточненки, в которой заявлена переплата старше двух лет или спустя два года увеличен убыток, инспекторы могут запросить документы.

3. Компания получила убыток
Инспекторы вправе требовать пояснения к любой убыточной декларации. Вопросы могут касаться только размера убытков, а не планов по выходу из кризиса.

4. Сроки представления
Пояснения, которые инспекторы требуют в связи со своими новыми правами, надо представить в течение пяти рабочих дней (п. 3 ст. 88 НК РФ). А документы — в течение 10 рабочих дней (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Скоро еще изменится: в 2015 году инспекторы смогут требовать счета-фактуры и первичку, если найдут противоречия между отчетностью по НДС самой компании и декларациями по НДС ее контрагентов. Либо если противоречия возникнут в журналах учета счетов-фактур.

Когда налоговики могут запросить документы или пояснения

Ситуация Что вправе запросить налоговики Что будет, если не предоставить пояснения или документы
В декларации компания заявила убыток Пояснения, обосновывающие размер убытка (п. 3 ст. 88 НК РФ) Если компания не предоставила пояснения, налоговики иногда требуют штраф в размере 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ). Однако судьи признают это незаконным, поскольку пояснения не являются документом, необходимым для расчета налога (постановление ФАС Поволжского округа от 2 декабря 2008 г. по делу № А55-16838/07)
Компания сдала уточненку, в которой уменьшила сумму налога Пояснения, почему изменились показатели декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ)
Через два года после срока сдачи первичной декларации компания представила уточненку, в которой уменьшила сумму налога или увеличила убыток Первичные документы, аналитические регистры налогового учета и другие документы, подтверждающие изменение данных декларации (п. 8.3 ст. 88 НК РФ) За каждый документ, который не предоставлен вовремя, налоговики потребуют уплатить штраф в размере 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ). Также возможен штраф для руководителя компании в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Но заблокировать расчетный счет налоговики не вправе.
Налоговики выявили ошибки или противоречия в декларации или данные отчетности не соответствуют другим сведениям, имеющимся у налоговиков Пояснения и первичные документы, подтверждающие достоверность отчетности (п.3 ст. 88 НК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 15 марта 2012 г. № 14951/11)
В декларации компания заявила сумму НДС к возмещению Документы, обосновывающие право на вычеты налога (п. 8 ст. 88 НК РФ)
Компания использует налоговую льготу Документы, которые подтверждают право на льготу (п. 6 ст. 88 НК РФ)
Компания сдала декларацию по НДПИ, водному или земельному налогу Документы, подтверждающие расчет налога (п. 9 ст. 88 НК РФ)
К декларации нужно прикладывать определенные документы Документы, которые компания обязана сдать с декларацией. Например, экспортерам нужно передавать в инспекцию пакет документов, подтверждающих право на ставку 0 процентов по НДС (п. 7 ст. 88 НК РФ)

означает, что право налоговики получили с 2014 года. Отсутствие данного символа свидетельствует, что у налоговиков было такое право в прошлые годы и осталось в 2014 году.

Компания сдала декларацию с убытком

Инспекторы вправе затребовать: только пояснения.

На камеральных проверках убыточных деклараций инспекторы будут запрашивать пояснения о том, откуда у компании возник убыток в таком размере. Теперь это прямо предусмотрено в пункте 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ. Причем требовать пояснения проверяющие смогут как по итогам налогового периода, так и по итогам квартала, полугодия и 9 месяцев.

По сути, то же самое инспекторы делали и ранее на убыточных комиссиях. Теперь это стало их законным правом, но только на камералках. Однако налоговики на комиссиях обычно предлагают еще и убрать убыток из отчетности, а также перечислить конкретные мероприятия, которые компания планирует провести, чтобы выйти на прибыль.

Более того, требуют документально подтвердить обоснованность отрицательного финансового результата, и судьи их в этом нередко поддерживают (постановление ФАС Дальневосточного округа от 27 марта 2013 г. № Ф03-917/2013). Но ничего из этого инспекторы не вправе требовать от вас на камералках. Только пояснения о размере убытка.

Представить пояснительную записку нужно в течение пяти рабочих дней (п. 3 ст. 88 НК РФ). В ней необходимо обосновать, откуда взялся убыток. Например, образовался из-за того, что определенные доходы компании уменьшились или какие-либо расходы увеличились. Дополнительная информация необязательна.

Но можно заранее исключить все вопросы инспектора к убыточной отчетности. Достаточно сразу приложить к ней сопроводительное письмо. Если в нем компания пояснит причины убытка, возможно, у инспекторов не будет не только дополнительных вопросов, но и вас потом не вызовут на убыточную комиссию.

Либо чтобы не привлекать повышенное внимание налоговиков, можно показать в декларации хотя бы небольшую прибыль. Для этого компании обычно увеличивают доходы, например, за счет денежных средств, полученных от учредителя с долей в уставном капитале не более 50 процентов. Или по возможности переносят какие-либо расходы на следующий период.

Компания сдала уточненку с налогом к уменьшению

Инспекторы вправе затребовать: только пояснения, если с момента сдачи первоначальной декларации прошло менее двух лет. Пояснения или документы, если прошло более двух лет.

Если компания сдает уточненку с налогом к уменьшению, то права инспекторов будут разными. Все зависит от того, сколько времени прошло со сдачи первоначальной декларации: меньше двух лет или больше.

Срок сдачи первичной декларации истек менее двух лет назад

С этого года инспекторы в рамках камералки вправе запрашивать пояснения, если компания представила уточненную декларацию, в которой уменьшила сумму налога к уплате (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Важная деталь

Теперь компания не вправе отказать инспекторам, если они потребуют пояснить, почему в уточненной декларации уменьшена сумма налога.

Стандартного бланка для пояснений не установлено, так что можно оформить их в произвольном виде. Но из документа должно быть понятно, почему сумма налога изменилась. Для этого укажите, какие показатели отчетности вы скорректировали и с чем это связано. Образец письма приведен ниже.

Важная деталь

В пояснениях укажите, какие показатели вы скорректировали и в связи с чем. Тогда у налоговиков не будет повода запросить новые пояснения о сути внесенных изменений.

Распечатать образец >>

Скачать бланк в формате Word >>

Передать пояснения в инспекцию необходимо в течение пяти рабочих дней после того, как компания получила требование налоговиков.

Дополнительно к пояснениям можно приложить выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета, первичные и другие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ). Но это право компании, а не обязанность.

Иногда представить документы либо сразу приложить к уточненке пояснения выгодно самой компании. Ведь чем быстрее налоговики разберутся в причинах переплаты, тем быстрее они примут решение о ее зачете или возврате. И тем меньше поводов у них будет для отказа.

Кстати, есть ситуации, когда организация обязана предоставить инспекторам именно документы. Например, если ИФНС требует их, ссылаясь на ошибки или противоречия в уточненной декларации. Или на то, что данные этой отчетности не соответствуют другим сведениям, которыми располагает инспекция (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Скажем, если показатели декларации расходятся с выписками по расчетному счету. Или с документами, которые налоговики получили от контрагентов компании в рамках встречной проверки (см. постановление Президиума ВАС РФ от 15 марта 2012 г. № 14951/11).

Но даже если объявленные расхождения ошибками не являются, советуем пояснить это налоговикам. Допустим, когда речь идет о различиях между налоговой и бухгалтерской отчетностью. Или выручкой в декларации по НДС и доходами в прибыльной отчетности.

Во-первых, судьи могут поддержать требования налоговиков представить бумаги (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10 сентября 2013 г. по делу № А27-21708/2012). Во-вторых, пояснения ускорят решение вопроса о зачете или возврате переплаты.

Срок сдачи первичной декларации истек более двух лет назад

Другая ситуация: компания уменьшила налог и представила уточненку спустя два года после того, как истек срок сдачи первичной декларации. Тогда налоговики имеют полное право запросить уже не только пояснения, но и документы (п. 8.3 ст. 88 НК РФ). Точно такое же правило действует для «двухлетней» уточненной декларации, в которой компания увеличила сумму убытка.

При этом инспекторы могут запросить только те документы, которые подтверждают изменение показателей по сравнению с первоначальным отчетом. К примеру, если бухгалтер уменьшил размер доходов, требовать документы по расходам налоговики не должны.

Документы надо передать в течение 10 рабочих дней после того, как поступил запрос налоговиков (п. 3 ст. 93 НК РФ). Если компания не успевает подготовить документы, нужно сообщить об этом в инспекцию в течение следующего рабочего дня после того, как получено требование. Возможно, налоговики продлят срок передачи бумаг.

Важная деталь

Документы надо передать в течение 10 рабочих дней после того, как поступил запрос налоговиков.

А как подсчитать эти два года? В Налоговом кодексе сказано, что со дня, установленного для подачи первоначальной декларации. Допустим, в январе 2014 года компания уточняет декларацию по НДС за IV квартал 2011 года. Ее крайний срок сдачи — 20 января 2012 года. Именно с этого дня и надо считать два года.

Получается, что если компания уточняет эту отчетность, например, 17 января 2014 года, то два года еще не истекли. Значит, инспекторы вправе запросить только пояснения. А вот если уточненка будет представлена всего через несколько дней — 21 января 2014 года — тогда уже будет считаться, что два года прошли. Следовательно, налоговики вправе потребовать от компании документы.

Поэтому, если вы не готовы представить первичные документы, счета-фактуры, договоры с контрагентами и другие бумаги, подтверждающие правомерность уменьшенного налога или увеличенного убытка, стоит просчитать момент подачи уточненки с точностью до дня. Как видите, разница в один-два дня может стать решающей.

Кстати, если компания в прошлом периоде завысила доходы или ошибочно не учла какие-либо расходы при расчете налога, уточненную декларацию можно вообще не составлять.

Дело в том, что в результате таких недочетов у компании возникает переплата налога. А ошибки, из-за которых компания перечислила в бюджет лишнюю сумму налога, можно исправить в текущей отчетности (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Но это относится только к налогу на прибыль.

По НДС, налогу на имущество, упрощенному налогу, ЕНВД любые недочеты нужно корректировать в уточненных декларациях. Правила расчета этих налогов либо формы деклараций по ним не позволяют учесть в текущей отчетности показатели прошлых периодов.

Главное, о чем важно помнить

1 Если в уточненке компания заявила переплату, налоговики могут запросить пояснения, а могут и документы. Зависит от срока сдачи первоначальной декларации.

2 С 2014 года инспекторы в ходе камералки могут запросить пояснения по убыточной декларации. При этом требовать снизить размер убытка они не вправе.

Дополнительно про уточненные декларации

Статья: «Когда можно не составлять уточненку ради того, чтобы исправить расчет налогов» («Главбух» № 10, 2013).

Документы: пункты 3, 4, 8.3 статьи 88 Налогового кодекса РФ; постановление Президиума ВАС РФ от 15 марта 2012 г. № 14951/11.

Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/118830-poyasneniya-dlya-nalogovoy-po-ubytochnoy-deklaratsii

Стоит ли подавать «уточненку» во время проверки

Какие мои действия, если налоговая требует предоставить уточненные декларации?

25 апреля 2019 года

НК РФ не запрещает подать уточненную декларацию в любое время. Сделать это можно и во время проверки — как камеральной, так и выездной. Однако в зависимости от того, когда вы представите “уточненку”, последствия могут быть разными. Иногда этого делать вовсе не стоит. Поэтому нужно заранее все предусмотреть.

Когда нужно подать “уточненку”

Представить уточненную декларацию налогоплательщик обязан, если в предыдущей декларации была допущена ошибка либо не отражены сведения, которые привели к занижению суммы налога. В этом случае в “уточненке” нужно указать не только скорректированные и не отраженные показатели, но и те, которые не изменились.

Во всех остальных случаях подача уточненной декларации — это право, а не обязанность налогоплательщика. Решение он принимает самостоятельно.

Так, можно не подавать “уточненку”, например, когда:

  • в декларации по НДС зарегистрирован счет-фактура продавца без указания ИНН и КПП;
  • в расчете по страховым взносам отражены сведения о выплатах в пользу незастрахованных лиц.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, которая представлена по установленной форме (установленному формату).

Как будут проверять “уточненку”

Каждую уточненную декларацию налоговики проверят индивидуально, исходя из внесенных в нее изменений. Проверка будет направлена на то, чтобы выяснить причины и обстоятельства изменений.

Инспекторы проверят не только то, как и почему изменился итоговый показатель декларации, но и изучат изменения иных показателей, формирующих налоговую базу и влияющих на итоговую сумму налога по декларации.

Таким образом, могут быть проверены все показатели, в том числе те, которые не изменились.

Обратите внимание, что НК РФ не ограничивает проведение камеральной налоговой проверки в отношении уточненной налоговой декларации, в том числе и представленной по истечении трехлетнего срока.

Какие ожидать последствия после представления “уточненки”

В зависимости от момента представления уточненной декларации и иных обстоятельств порядок действий налогового органа будет различаться. Рассмотрим возможные варианты.

1. “Уточненка” представлена в ходе выездной проверки

Если уточненная декларация представлена по тому налогу и за тот период, по которому проводится выездная проверка, проверять ее будут в рамках выездной проверки. Исключение составляют декларации по НДС и акцизу, в которых заявлено право на возмещение налога (акциза). Такие декларации налоговики проверят камерально.

Налогоплательщик может подать уточненную декларацию незадолго до окончания выездной проверки. Если временные ограничения не позволят проверяющим провести мероприятия налогового контроля по уточненным обязательствам, это отразят в акте выездной проверки. Декларацию проверит камеральный отдел.

2. “Уточненка” представлена в ходе камеральной проверки предыдущей декларации

В этом случае проверка ранее поданной декларации завершится, и начнется новая камеральная проверка “уточненки”. Данное правило распространяется на все декларации, в том числе на те, в которых заявлено право на возмещение налога (акциза).

Это означает, что налоговики должны будут завершить новую камеральную проверку в течение двух месяцев после представления “уточненки”. Следовательно, и решение о возмещении суммы налога (акциза) налоговый орган примет на два месяца позже.

3. “Уточненка” представлена после окончания камеральной проверки предыдущей декларации, но до составления или вручения акта проверки

В такой ситуации налоговики вправе не составлять акт камеральной проверки по первичной декларации либо не вручать его. На основе уточненной декларации проверяющие проведут новую камеральную проверку. Данное правило распространяется на все декларации, за исключением деклараций по НДС и акцизу, в которых заявлено право на возмещение налога (акциза).

Если в “уточненке” по НДС будет уменьшена сумма налога, первоначально заявленного к возмещению, то возместят сумму налога, в отношении которой у проверяющих отсутствуют претензии с учетом заявленного уменьшения в уточненной декларации. В аналогичном порядке налоговики решат вопросы возмещения налога при уменьшении сумм акцизов, заявленных к возмещению, и уменьшения налоговых вычетов по НДФЛ.

4. “Уточненка” представлена после составления акта выездной проверки

По мнению ФНС, нормы НК РФ не содержат критериев проверки уточненных деклараций, представленных после составления акта выездной налоговой проверки, но до вынесения по ней решения. Налоговый орган вправе самостоятельно определять, как будут проверены такие декларации: посредством дополнительных мероприятий налогового контроля, камеральной проверки, повторной выездной проверки.

5. “Уточненка” представлена после вручения акта камеральной или выездной проверки, но до вынесения решения по ее результатам

Налогоплательщик может внести в декларацию исправления:

  • с учетом нарушений, отраженных в акте налоговой проверки (полностью или частично);
  • не связанные с нарушениями, выявленными по результатам проверки.

В этой ситуации, по мнению ФНС, налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе вынести решение без учета данных уточненной декларации и назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных сумм.

Показатели “уточненки” будут учтены при вынесении такого решения только при условии, что вносимые изменения подтверждены документально и проверены налоговым органом.

Позднее ФНС разъяснила, что представление уточненной декларации после составления акта налоговой проверки не дает оснований для прекращения рассмотрения материалов проверки первичной декларации. Поэтому налоговый орган обязан вынести решение.

Если будет представлена уточненная декларация по НДС или акцизу, в которой заявлено право на возмещение налога (акциза), налоговики проведут самостоятельную камеральную проверку такой декларации.

Вынося решение по результатам камеральных проверок, связанных с возмещением НДС или акциза, проверяющие учтут следующее. Если в уточненной декларации сумма возмещения будет уменьшена, то решение о возмещении налога (акциза) примут с учетом такого уменьшения.

6. “Уточненка” представлена после вынесения решения по камеральной или выездной проверке

В данной ситуации налоговики будут руководствоваться письмом ФНС от 12.10.2011 N АС-5-2/1222дсп. Согласно ему в рамках камеральной проверки уточненной декларации проверяющие должны истребовать пояснения по п. 3 ст. 88 НК РФ. ФНС рекомендовала также запрашивать пояснения по факту отражения результатов налоговых проверок в этой декларации.

Если из полученных пояснений будет следовать, что в “уточненке” учтены результаты проверки по предыдущей декларации (доначисленные суммы налога), то налоговики проведут сторнирование сумм, отраженных в КРСБ по уточненной декларации.

Грозит ли налогоплательщику налоговая ответственность за подачу “уточненки”

Если в уточненной декларации сумма налога не изменится либо будет уменьшена и налоговики не обнаружат ошибок, то штрафов не будет. Привлечение к ответственности возможно, если представлена декларация с суммой налога к доплате в бюджет.

Статьей 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате:

  • занижения налоговой базы;
  • иного неправильного исчисления налога (сбора);
  • других неправомерных действий (бездействия).

Если “уточненка” будет представлена позже истечения срока на подачу декларации, но до срока уплаты налога, штрафа можно будет избежать. Это возможно, когда до представления декларации налоговики еще не узнали и не сообщили вам об ошибке в предыдущей декларации или не назначили выездную проверку.

Обнаружение налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, подтверждается актом налоговой проверки.

Таким образом, если налогоплательщик представил уточненную декларацию после того, как в его адрес направили требование представить пояснения, и до представления “уточненки” уплатил недостающую сумму налога и соответствующие пени, налоговая ответственность не наступает.

Если прошли сроки и на подачу декларации, и на уплату налога, то ответственности не будет при выполнении двух условий:

  • “уточненка” подана раньше, чем проверяющие узнали и сообщили об ошибке или назначили выездную проверку;
  • до подачи декларации уплачены недостающая сумма налога и соответствующие ей пени.

Если по уточненной декларации уплатить только налог, а пени нет, то налоговой ответственности не избежать.

Штрафа не будет, если на день представления “уточненки” есть переплата по этому налогу, которая превышает сумму налога, подлежащую доплате.

Как налоговики посчитают штраф при подаче “уточненки” с суммой к доплате

При подаче уточненной декларации проверяющие будут рассчитывать размер штрафа исходя из суммы налога к доплате, даже если налог по первоначальной декларации не уплачен. Иными словами, вопрос о привлечении к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ рассматривается в отношении не исчисленной ранее суммы налога по декларации.

Если за проверяемый период налогоплательщик представит несколько уточненных деклараций, то сумму штрафа рассчитают на основании последней уточненной декларации без учета предыдущих в отношении не исчисленной ранее суммы налога.

Обзор: “Подали “уточненку” во время проверки: каких последствий ожидать от проверяющих”

Источник: https://zemser.ru/news/stoit-li-podavat-utochnenku-vo-vremya-proverki

Юр-Центр Варуна