Как привлечь к ответственности аптеку, если продали человеку сильнодействующий препарат в больших количествам?

Новые правила отпуска лекарств: отставить панику

Как привлечь к ответственности аптеку, если продали человеку сильнодействующий препарат в больших количествам?

С 22 сентября вступили в силу новые правила отпуска лекарств — приказ Минздрава РФ от 11.07.2017 № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов», который регулирует продажу лекарственных средств в аптеках.

Документ вызвал много шума и неразберихи как среди пациентов, так и среди сотрудников аптек. Сегодня мы постарались ответить на самые главные вопросы по поводу нового приказа, которые могут возникнуть у простого посетителя аптеки.

Новый приказ делает все лекарства рецептурными?

Нет. Новые правила отпуска только немного изменяют порядок продажи некоторых рецептурных препаратов. Никаких ограничений в отношении обычных безрецептурных лекарств он не устанавливает.

И теперь рецептурный препарат просто так не купишь?

На самом деле продавать рецептурные препараты без рецепта было запрещено всегда. За это аптеке грозит немаленький штраф и лишение лицензии. Но, как всем известно, строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения.

Поэтому некоторое количество аптек пренебрегают правилами. Однако появление новых правил отпуска означает пристальное внимание к их исполнению, а следовательно, аптеки теперь стали более трепетно относиться к рецептурному отпуску.

А как вообще узнать, нужен ли рецепт на препарат?

Является препарат рецептурным или нет — об этом говорится в инструкции по применению. Кроме того, такая информация всегда указывается на упаковке. Из всех зарегистрированных в России лекарств примерно 70% являются рецептурными.

В идеальном мире врач наизусть знает, для какого препарата нужен рецепт, а для какого нет. Но в условиях суровой действительности очень часто такую информацию приходится проверять самостоятельно. Поэтому когда врач советует вам какие-либо лекарства, то можно проверить их через интернет прямо на приеме и сразу же попросить выписать рецепт.

Рецепты выписываются только на специальных бланках. Самым распространенным является бланк №107-1/у. Выглядит он вот так:

Чтобы проверить, является ли препарат рецептурным, вы можете зайти на apteka.ru и ввести название препарата. Все рецептурные лекарства на нашем сайте имеют пометку «отпускается по рецепту». Кстати, не так давно у нас появилась специальная метка для препаратов, рецепт на которые остается в аптеке.

Как это — «рецепт остается в аптеке»?

В аптеке есть перечень препаратов, подлежащих строгому учету. Как правило, это лекарства, содержащие наркотические или психотропные вещества, входящие в особый перечень. Рецепты на такие лекарства всегда остаются в аптеке, чтобы контролировать их продажу. Оборот наркотических веществ проверяется не только Росздравнадзором, но и структурами МВД.

Но теперь, согласно новым правилам отпуска, в аптеке также должны храниться рецепты на некоторые лекарства (антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики, снотворные и седативные препараты, а также на спиртосодержащие лекарства с долей спирта более 15%)*.

«Спиртосодержащие лекарства»? Значит, теперь для корвалола или валерьянки надо получать рецепт?

Нет. Повторим, что новый приказ не делает лекарства рецептурными. Речь идет только о препаратах, отпускаемых по рецепту. Корвалол, настойка валерианы и многие другие популярные настойки и эликсиры являются безрецептурными. Соответственно, никто не может потребовать на них рецепт, если об этом не сказано в инструкции по применению.

Хорошо, допустим, у меня есть рецепт, но в нем несколько препаратов, и на одном из них стоит пометка «остается в аптеке». А я хочу купить только один. Рецепт у меня заберут?

Да. Исключения делаются только для годовых рецептов, при условии что вы не покупаете все выписанное количество препарата за один раз (для этого нужно еще и разрешение врача, выписавшего рецепт).

К примеру, вам прописан курс антидепрессантов на год, а вам надо приобрести лишь одну упаковку. В таком случае аптека не имеет права забирать у вас рецепт. Фармацевт только делает пометку какое количество препарата вы купили, и возвращает рецепт.

А я могу получить лекарства, если рецепт выписан не на меня?

Да. Практически все лекарства отпускаются просто предъявителю рецепта. Получить препарат в аптеке может как сам пациент, так и его друг, родственник, или просто знакомый. Главное— это наличие рецепта.

Исключение делается только для наркотических или психотропных препаратов. Рецепты на такие ЛС выписываются на специальном бланке №107/у-НП. Его легко отличить от других рецептов, поскольку он розового цвета. При получении таких ЛС в аптеке при себе надо иметь доверенность на получение лекарств и паспорт, подтверждающий, что вы именно тот, на кого выписана доверенность.

При этом Минздрав особо отмечает, что доверенность может быть даже рукописной. В ней можно написать, что «я такой-то такой-то доверяю получить такие-то лекарства по такому-то рецепту такому-то человеку». И обязательно указать паспортные данные этого человека. Кроме этого, в ней обязательно должна быть указана дата ее составления. Нотариального заверения такой доверенности не требуется.

Что еще изменилось с новым порядком отпуска лекарств?

Теперь на всех рецептах ставится печать, что «лекарственный препарат отпущен». Таким образом, повторно использовать их уже не получится. Поэтому если вдруг вам понадобится еще один стандарт препарата, то нужно будет получить новый рецепт.

Также фармацевт теперь обязан информировать покупателя о правилах хранения лекарства, его взаимодействии с другими препаратами, а также о его способе и дозах приема.

Кроме этого, сотрудник аптеки не может скрывать информацию о наличии препаратов с таким же действующим веществом, но стоящих дешевле.

Такая норма существовала и ранее в законе «Об основах охраны здоровья граждан» и Правилах надлежащей аптечной практики, но теперь продублирована и в порядке отпуска.

* Ниже представлен список МНН, рецепты на которые теперь, согласно новому приказу, будут оставаться в аптеке. Обратите внимание, что здесь указаны действующие вещества (МНН), а не конкретные названия торговых марок.

МНН агомелатин азенапин аминофенилмасляная кислота амисульприд амитриптилин арипипразол белладонны алкалоиды+Фенобарбитал+Эрготамин бромдигидрохлорфенилбензодиазепин     буспирон венлафаксин вортиоксетин галоперидол гидразинокарбонилметилбромфенилдигидробенздиазепин     гидроксизин дексмедетомидин дулоксетин залеплон зипрасидон зуклопентиксол  имипрамин  кветиапин кломипрамин лития карбонат луразидон мапротилин мелатонин миансерин милнаципран миртазапин оланзапин палиперидон пароксетин перициазин  перфеназин пипофезин пирлиндол подофиллотоксин промазин прутняка обыкновенного плодов экстракт рисперидон сертиндол сертралин сульпирид тетраметилтетраазабициклооктандион тиаприд тиоридазин тофизопам тразодон трифлуоперазин  морфолиноэтилтиоэтоксибензимидазол флувоксамин флуоксетин  флупентиксол  флуфеназин хлорпромазин  хлорпротиксен циталопрам  эсциталопрам

этифоксин

Главное фото istockphoto.com

Источник: https://apteka.ru/info/articles/novosti-kompanii/novye-pravila-otpuska-lekarstvennykh-sredstv/

Лекарства без рецепта: что грозит за покупку и продажу – законы

Как привлечь к ответственности аптеку, если продали человеку сильнодействующий препарат в больших количествам?

Российское законодательство предусматривает ответственность для продавца и покупателя в случае купли или продажи определенных лекарственных препаратов без рецепта.

1. Общие положения продажи лекарств 2. Ответственность за отпуск лекарств без рецепта 3. Как выявляется продажа лекарств без рецепта

Лекарства не просто так распределяются на те, которые можно распространять без рецепта и те, что можно продавать только тем, у кого на руках есть предписание врача.

Это связано с их составом, когда вещества препарата можно использовать как составляющий элемент при производстве наркотических веществ, или из-за того, что эти лекарства сами по себе можно использовать как наркотик. Введение рецептов на продажу лекарств — один из методов обеспечить безопасность населения.

А значит, есть и ответственность, наступающая для людей, которые нарушают эти правила. Каким наказаниям подвергается человек, покупающий или продающий лекарства без рецепта?

Общие положения продажи лекарств

Основные положения и правила, касающиеся распространения лекарств, а также наказаний, применяющихся к человеку, который их нарушает, четко описаны в законодательстве. Об этом говорится в ФЗ №61 от 12.04.2010. Кроме этого, существуют другие нормативные акты, которые контролируют эту сферу торговых отношений. К таковым относятся учреждаемые Минздравом и другими органами списки.

Купить лекарство можно двумя способами — по рецепту и без него. Правительство, его отдельные министерства, составляют списки, в которых указано, какие лекарства и как должны продаваться.

Также есть отдельная категория препаратов, которые распространяются без рецептов. Это вещества, которые не наносят организму существенного вреда, но при передозировке могут иметь наркотический или даже психотропный эффект.

Они отпускаются без рецепта, но при этом не более определённого количества единиц в одни руки.

Стоит отметить, что в настоящее время редко можно встретить медработника, который выписывает рецепт на установленной государством форме. При этом они чаще всего дают пациенту обычные бумажки, где написано, что и в каких количествах нужно купить.

Это является прямым нарушением установленных правил, особенно если в аптеке такую бумажку принимают. В этом случае пациент имеет право обратиться в больницу с жалобой, в которой будет указана просьба, чтобы впредь руководство занялось контролем того, на чем и как выписывают рецепты их сотрудники.

Справка, которую выдают в больнице, когда принимают подобную жалобу, может стать существенным свидетельством, если пациент начнет спор с аптекой или с медицинским учреждением.

Ответственность за отпуск лекарств без рецепта

Если организация или индивидуальный предприниматель не соблюдает правила, которые прописаны в соответствующих законодательных актах, то он подвергнется наказанию со стороны государства.

  • Должностное лицо будет оштрафовано на сумму от 4 тысяч рублей и до 5 тысяч рублей.
  • Индивидуальный предприниматель тоже получит штраф, сумма которого будет такой же, как и у должностного лица.
  • Организация будет оштрафована на сумму от 40 тысяч рублей и до 50 тысяч рублей.
  • И, что самое главное, ответственные органы могут принять решение о прекращении деятельности недобросовестного индивидуального предпринимателя или организации-нарушителя на срок до девяноста дней.

Дела такой категории имеет право рассматривать исключительно суд. И он будет ждать от обвиняемого не только письменного объяснения сложившейся ситуации, но и подробных пояснений его позиции в этом вопросе.

Обычно суды достаточно подробно, беспристрастно разбирают дела подобного плана, потому что продажа лекарств без рецепта может иметь серьезные последствия как для отдельного человека, так и для государства в целом.

Это объясняется тем, что многие препараты используются при производстве наркотических средств или сами по себе могут выступать таковыми. Такая ситуация сильно подрывает состояние общества, ухудшает криминогенную обстановку и может нести в себе и иные общественно опасные последствия.

В свою очередь, это может иметь серьезные последствия для самих судей, служащих исполнительных и силовых структур, сотрудников правоохранительных органов.

Ведь правительство всегда интересуется, кто допустил подобную ситуацию и не проявил достаточный уровень бдительности, пропустив подобные правонарушения.

Что ждет человека, который купил лекарства без рецепта? Это, в основном, те же самые наказания, что уже приведены выше — штрафы разных размеров. Если, конечно, не было доказано, что лекарства покупались для производства наркотических средств.

Но в таком случае будет открыто уже уголовное дело, а не административное, и наказания там совершенно другие, вплоть до лишения свободы. Сроки по таким делам обычно очень внушительные. Это сделано для того, чтобы отпугивать желающих заняться подобным производством, но пока ещё не решившихся на это окончательно.

Так что приговор суда по таким делам часто бывает обвинительным — для примера и запугивания. Это — необходимый шаг, пусть и суровый, ведь в обществе всегда было много желающих обогатиться незаконными путями.

Как выявляется продажа лекарств без рецепта

Самый эффективный способ выявления подобного правонарушения — контрольная закупка. Сотрудник правоохранительных органов маскируется под обычного гражданина и пытается купить тот или иной препарат без рецепта.

Важный факт

У многих судей возникает сомнения по поводу того, законен ли такой метод проверки. И мнение меняется от человека к человеку, что сильно влияет на ход судебного разбирательства и принятого в итоге решения.

Действующие законы Российской Федерации расценивают такое мероприятие как следственно-розыскное, что накладывает определенные ограничения на исполнительные органы.

Не все из них имеют право проводить подобные операции и, в любом случае, для такого шага необходимо иметь достаточно веские основания.

И обычно такие мероприятия проводятся только в том случае, если дело заходит о прямом нарушении Уголовного Кодекса, а значит не является допустимым для административных правонарушений.

Подобным же образом проверяется нарушение правил об отпуске препаратов без рецепта не больше двух пачек в одни руки. Здесь главным доказательством будет чек, полученный в аптеке от продавца. Все подобные сведения будет приобщены к открытому делу и предоставлены суду во время рассмотрения.

(89 голос., 4,43 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.moe/lekarstva-bez-recepta-otvetstvennost-za-ix-pokupku-i-prodazhu/

Суд да дело: отпуск без рецепта

Как привлечь к ответственности аптеку, если продали человеку сильнодействующий препарат в больших количествам?

Руководитель проекта «Катрен — Правовая защита» Светлана Голубенко рассказывает, как вести себя при проверке правил отпуска лекарственных средств

Одна из самых «горячих» тем аптечной практики в этом году — это торговля кодеинсодержащими препаратами.

Однако даже если безрецептурный отпуск таких препаратов уйдет в прошлое, судебные процессы по отпуску рецептурных препаратов без рецепта вряд ли прекратятся в обозримом будущем.

Сегодня мы поговорим об особенностях проверок правил отпуска лекарств и о том, к каким аргументам аптек в этой сфере прислушиваются суды.

Общие правила

Лекарственные средства имеют особые условия отпуска, и это известно любому работнику аптеки. Все лекарственные препараты, кроме включенных в перечень безрецептурных, подлежат отпуску по рецепту, а безрецептурные — если они содержат наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры — в количестве не более двух упаковок одному потребителю.

Общеизвестно, что рецепты установленной формы врачи выписывают далеко не всегда, а отпуск по «бумажке» от медработника, не содержащей необходимых реквизитов, тоже является нарушением.

В этом отношении что‑либо, кроме официальных письменных обращений в близлежащие больницы с просьбой оформлять рецепты в установленной форме, посоветовать трудно.

Экземпляр такого обращения с отметкой о принятии будет в случае спора свидетельствовать о принятии аптекой мер по предотвращению нарушений правил отпуска.

Ответственность

Несоблюдение правил отпуска лекарственных средств является грубым нарушением лицензионных требований и влечет административную ответственность в виде штрафа на ИП или должностное лицо в размере от 4 до 5 тысяч рублей; на юридическое лицо — от 40 до 50 тысяч рублей. Деятельность ИП или ЮЛ за такие нарушения может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Дела данной категории рассматриваются только судами, а от привлекаемого к ответственности лица суд ожидает письменных пояснений его позиции.

При этом судебное рассмотрение гораздо более объективно и беспристрастно, чем рассмотрение административным органом, поэтому общий совет по таким делам — привлекать юриста, который поможет грамотно и с нормативным обоснованием пояснить в письменном документе для суда позицию аптеки. Клиенты ЗАО НПК «Катрен» могут получить такую помощь в рамках проекта «Катрен — Правовая защита».

Процедуры

Нарушения порядка отпуска лекарственных средств обычно выявляются в результате приобретения препаратов одним из проводящих проверку лиц. Вопрос о том, законно ли такое поведение проверяющих, разные суды решают по‑разному.

Приобретение препарата одним из проверяющих осуществляется не для личного пользования, а именно с целью проверки. Это говорит о том, что в таких случаях имеет место проверочная закупка.

Действующее законодательство устанавливает, что контрольная закупка является оперативно-разыскным мероприятием, проводимым в установленных законом случаях и в особом порядке.

Прокуратура, например, полномочиями по ее проведению не наделена, а сотрудниками оперативных подразделений правоохранительных органов проверочная закупка может проводиться только на основании постановления руководителя органа.

Таких постановлений, как правило, в материалах дела не бывает, да и быть не может, поскольку оперативно-разыскные мероприятия санкционируются, только если речь идет о преступлении. Таким образом, акты проверочных закупок по административным делам составляются с нарушением закона, а значит, не являются допустимыми доказательствами нарушений. Раз факт нарушения надлежаще не доказан, нет и ответственности.

В судебной практике есть и иной подход, согласно которому для возбуждения административного дела достаточно непосредственного обнаружения проверяющими признаков правонарушения, поэтому руководствоваться законодательством об оперативно-разыскной деятельности в этих случаях не обязательно.

Предугадать мнение судьи, который будет рассматривать ваше дело, невозможно. Но вы можете внести свою лепту в защиту интересов всех российских аптек, при производстве по собственному делу настаивая на необходимости соблюдения законных процедур при проведении проверок. Хорошая новость: в 2010–2011 годах суды чаще, чем раньше, встают в этом отношении на сторону аптек.

В одни руки?

Факт отпуска лекарственного средства проверяющие подтверждают, как правило, чеком. В случае, когда кодеинсодержащие лекарства отпущены по нескольким чекам, возникает вопрос, можно ли установить, что они были отпущены в одни руки. Так, по одному из дел арбитражный суд установил, что проверяющие, находясь вне здания аптеки, поручили водителю приобрести лекарственные препараты.

Три упаковки «Пиралгина» были отпущены по двум чекам. Суд счел нарушение недоказанным, приняв во внимание противоречивые пояснения водителя, директора и фармацевта; суд указал, что административный орган не опроверг довод общества о том, что обслуживание в одну минуту двух покупателей с выдачей двух чеков является возможным.

Однако в других случаях суды указывают, что ссылка на невозможность идентифицировать покупателя по чеку несостоятельна. Есть судебные решения, где превышение нормы отпуска считалось доказанным, когда за одну минуту были пробиты три чека или, тем более, один чек с тремя и более упаковками кодеинсодержащих препаратов.

Во всех этих случаях факт отпуска препаратов свыше нормы одному потребителю подтверждался также объяснениями фармацевтов и граждан-покупателей.

Резюмируя вышесказанное, рекомендую при даче пояснений суду, учитывать, что они станут важным доказательством по делу — поэтому в них важно отражать видение ситуации со стороны аптеки. Не стоит признавать не имевшие места или не подтвержденные иными доказательствами факты.

Малого значения

Что можно сделать, если суд сочтет процедуру проверки законной, а состав нарушения — доказанным? У аптеки остается возможность просить суд не применять наказание и ограничиться устным замечанием ввиду малозначительности нарушения.

Категория малозначительности является оценочной, здесь сложно дать обобщенные рекомендации.

Приведу примеры аргументов, с помощью которых в реальных судебных делах удавалось убедить суд оценить нарушение как малозначительное и не штрафовать аптечную организацию или предпринимателя:

  • отпущенный без рецепта препарат в силу своих свойств не мог причинить существенного вреда здоровью покупателя (например, антибиотик широкого спектра действия);
  • покупатель рецептурного препарата, не имевший рецепта, был болен, поэтому фармацевт не смогла отказать ему в помощи, но предупредила покупателя о том, что препарат должен применяться только по назначению врача;
  • превышение нормы отпуска кодеинсодержащего препарата составило всего одну упаковку, произошло в дневное время, а покупатель не производил впечатление наркозависимого;
  • согласно отчетам по товару, общие продажи кодеинсодержащих в аптечном пункте были незначительны, не более 1 упаковки в день, то есть нарушение не носило систематического характера;
  • должностные инструкции, план по повышению профессионального уровня сотрудников с отметками по выполнению свидетельствовали о надлежащем отношении к лицензионным требованиям.

Резюме

Каждое административное дело уникально, и приведенные в статье доводы и подходы не исчерпывают всё разнообразие способов защиты. Тем не менее, они дают представление об общей линии взаимодействия с проверяющими органами и судом.

Индивидуальный подход, включающий квалифицированную помощь и грамотное последовательное изложение всех освещенных в статье аспектов применительно к обстоятельствам конкретного дела, вы можете получить в рамках проекта «Катрен — Правовая защита».

Источник: https://www.katrenstyle.ru/articles/journal/life/sud_da_delo_otpusk_bez_retsepta

“Российские аптеки”, 2007, N 12

АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АПТЕКИ

Продолжение. Часть I – “Российские аптеки”, N 11, 2007 г.

Анализируя результаты операции “Фармаколог”, можно выделить характерные для аптечных предприятий административные нарушения. Какова же мера ответственности в каждом конкретном случае и какие нарушения классифицируются уже как уголовные преступления?

ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Во время операции “Фармаколог” проверяющие чаще всего квалифицировали действия нарушителей по ст. 14.15. “Нарушение правил продажи отдельных видов товаров”. К административной ответственности за правонарушения, предусмотренные этой статьей, было привлечено 4429 человек.

https://www.youtube.com/watch?v=sP4h8bl9mIk

По этой статье сотрудники аптечных учреждений привлекались за следующие нарушения:

– реализацию лекарств без наличия ценников;

– реализацию лекарств без указания на упаковке даты изготовления;

– отсутствие в аптечном учреждении минимального ассортимента ЛС;

– реализацию товаров без инструкции на русском языке и указания страны изготовителя.

Так, например, в аптеке МУП, расположенной в Краснодарском крае, установлен факт реализации прибора для измерения артериального давления на запястье Omron без инструкции на русском языке и указания страны-изготовителя. Протокол составлен на заведующего аптекой.

В соответствии с вышеуказанной статьей к административной ответственности могут быть привлечены следующие лица, в отношении которых органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей могут назначить административный штраф в сумме:

– на граждан – от 300 руб. до 1,5 тыс. руб.;

– на должностных лиц – от 1 до 3 тыс. руб.;

– на юридических лиц – от 10 до 30 тыс. руб.

По ст. 14.4. “Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил” сотрудники аптечных учреждений привлекаются за следующие нарушения:

– продажу лекарства без сертификата соответствия (декларации о соответствии);

– отсутствие у работников аптечного учреждения медицинской книжки либо своевременно не прошедших медицинский осмотр;

– продажу (отпуск) либо хранение с целью продажи ЛС, пришедших в негодность, либо с истекшим сроком годности или фальсифицированных ЛС.

За время операции к административной ответственности по этой статье было привлечено 4415 человек.

В соответствии с этой статьей к административной ответственности могут быть привлечены лица, в отношении которых органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей могут назначить административный штраф.

В случае, если этот орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передаст его на рассмотрение судье, то судья может назначить следующие виды наказания:

– на граждан – административный штраф в сумме от 2 до 2,5 тыс. руб. с конфискацией товара или без таковой;

– на должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.;

– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 4 до 5 тыс. руб. с конфискацией товара или без таковой, либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией товара или без таковой;

– на юридических лиц – от 40 до 50 тыс. руб. с конфискацией товара или без таковой, либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией товара или без таковой.

К сожалению, результаты проведенной операции показали, что в каждом проверенном аптечном учреждении любых видов и форм собственности выявлено хоть какое-либо нарушение, а во многих случаях такие нарушения носят не единичный характер. В качестве примера можно привести аптечное учреждение индивидуального предпринимателя в Калуге, в котором было выявлено 10 административных правонарушений.

Факты хранения и реализации фальсифицированных ЛС были выявлены в аптеках всех регионов. За эти нарушения на заведующих аптеками составлены административные протоколы за продажу товара ненадлежащего качества по ст. 14.4.

Отметим, что в ходе операции проверяющими были выявлены даже названия и серии лекарств, которые фигурируют в уголовном деле, возбужденном по ст. 171 УК РФ в отношении хорошо известного московского фармпредприятия. В ходе проверки такие лекарства были выявлены в нескольких регионах страны.

Так, например, в Ленинградской области был выявлен препарат Баралгетас, а в Республике Марий-Эл в аптечном пункте “36,6” ООО “Миг” – Мальтофер. Обращение этих ЛС наряду с другими лекарствами было приостановлено Росздравнадзором (письмо N 01И-366/06 от 02.05.2006 г.).

Эти факты свидетельствует о том, что руководители указанных аптечных учреждений не имели или, скорее всего, не желали иметь информацию Росздравнадзора о фальсифицированных и недоброкачественных ЛС.

В аптечных учреждениях также были выявлены нарушения правил торговли, санитарии, противопожарной безопасности и др. Так, например, проверяющими были выявлены административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.5.

“Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации, либо без применения контрольно-кассовых машин”.

За время операции к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные этой статьей, было привлечено 1610 человек.

За правонарушения, предусмотренные этой статьей, к административной ответственности могут быть привлечены лица, в отношении которых органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей могут назначить следующие размеры административного штрафа:

– на граждан – от 1,5 до 2 тыс. руб.;

– на должностное лицо – от 3 до 4 тыс. руб.;

– на юридическое лицо – от 30 до 40 тыс. руб.

Чаще всего такие правонарушения совершали продавцы-фармацевты. При расчете с покупателями они либо не выдавали контрольно-кассовые чеки, либо при продаже лекарств отсутствовала информация о продавце.

Протокол составлялся на продавцов-фармацевтов.

В том случае, если отпуск (продажа) товаров и расчет с покупателями в аптечном учреждении производился без наличия контрольно-кассовых машин, то протокол составлялся в отношении руководителя аптечного учреждения.

Необходимо знать, что Пленум Высшего арбитражного суда РФ Постановлением от 31 июля 2003 г. N 16 определил случаи, когда использование контрольно-кассовой машины приравнивается к ее неприменению. К ним относятся:

– фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в т.ч. по причине его отсутствия);

– контрольно-кассовый аппарат не зарегистрирован в налоговой инспекции или не включен в Государственный реестр;

– отсутствует пломба на контрольно-кассовом аппарате, либо имеется повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;

– аппарат без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;

– пробит чек с указанием суммы, которая не соответствует уплаченной покупателем (клиентом).

Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с Законом “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” вместо контрольно-кассовых машин вправе применять иные виды контрольно-кассовой техники. Это могут быть, например, электронно-вычислительные либо программно-вычислительные машины.

——————————–

Федеральный закон от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт”.

Во многих аптечных учреждениях выявлены нарушения температурного режима при хранении ЛС. Протокол за такое правонарушение может быть составлен в отношении юридического либо должностного лица по ст. 14.1.

Выявлено большое количество административных правонарушений, связанных с личными медицинскими книжками, которые обязаны иметь все провизоры и фармацевты, работающие в аптечных учреждениях.

Факты отсутствия таких книжек у провизоров и фармацевтов либо отсутствие отметок в них о своевременном прохождении медицинского осмотра квалифицировались как правонарушение, предусмотренное ст. 14.4. либо ст. 6.3.

“Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения”. Так, например, в аптеке индивидуального предпринимателя, расположенной в Коврове (Владимирская обл.), фармацевт-продавец осуществлял свою деятельность без личной медицинской книжки.

Кроме того, реализовывал ЛС без сертификата соответствия, а также совершил обман покупателя путем обсчета на сумму 6 руб. 70 коп. На фармацевта за работу в аптечном учреждении без медицинской книжки составлен протокол по ст. 6.3., а за обман покупателя – по ст. 14.7.

“Обман потребителей”, а на лицензиата – индивидуального предпринимателя – за административное правонарушение, предусмотренное ч. IV ст. 14.1. Его вина состояла в том, что он допустил фармацевта к работе без медицинской книжки, и лекарства продавались без сертификата соответствия.

За время проведения операции к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 6.3., привлечено 2110 человек, за правонарушение, предусмотренное ст. 14.7., – 165 человек.

В соответствии со ст. 14.7., к административной ответственности могут быть привлечены лица, в отношении которых органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей могут назначить следующие размеры административного штрафа:

– на граждан (под гражданами в данной статье имеются в виду лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, а также лица, работающие у индивидуальных предпринимателей) – от 1 до 2 тыс. руб.;

– на должностных лиц – от 1 до 2 тыс. руб.;

– на юридических лиц – от 10 до 20 тыс. руб.

Протокол об административном правонарушении за совершенные правонарушения, предусмотренные статьями административного Кодекса, может быть составлен немедленно либо в течение 2-х суток с момента выявления административного правонарушения, а в случае проведения административного расследования – в течение 2 месяцев (ст. 28.5. КоАП РФ “Сроки составления протокола об административном правонарушении”).

НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ХРАНЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ БАД

Деятельность, связанная с производством и реализацией БАД, не является лицензируемой. БАД продаются без рецепта врача. Продажа БАД, не зарегистрированных в России, запрещена.

Учреждения и организации, торгующие БАД, должны иметь на каждый вид БАД следующие документы, полученные при их закупке:

– накладную;

– заводской паспорт качества с санитарно-эпидемиологическим заключением Департамента Госсанэпиднадзора Минздравсоцразвития РФ;

– свидетельство Роспотребнадзора о государственной регистрации.

При обнаружении БАД без указанных документов они считаются в незаконном обороте, поэтому подлежат изъятию, а в отношении руководителя организации составляется протокол по ст. 14.4. Так, например, в аптечном пункте г.

Куньмин Еврейской Автономной области реализовывались капсулы для похудения “LIDA” без свидетельства о государственной регистрации, в аптеке “Твой доктор”, расположенной в Туле, осуществлялась реализация детского питания “Фруто няня” и БАД “Санасол” с истекшим сроком годности.

На руководителей всех вышеупомянутых аптечных учреждений составлены административные протоколы по ст. 14.4. Всего из незаконного оборота изъято биологически активных добавок на сумму 3972 руб.

Во многих регионах за правонарушения, связанные с реализацией БАД без заводского паспорта качества или с истекшим сроком годности, возбуждались уголовные дела по ст. 238 УК РФ “Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности”.

Источник: http://www.ALPPP.ru/law/osnovy-gosudarstvennogo-upravlenija/administrativnye-pravonarushenija-i-administrativnaja-otvetstvennost/19/statja--administrativnaja-i-ugolovnaja-otvetstvennost-apteki-okonchanie.html

Юр-Центр Варуна