Как привести свидетельство о регистрации права пользования в соответствие с фактическим использованием земельным участком?

Фактическое землепользование

Как привести свидетельство о регистрации права пользования в соответствие с фактическим использованием земельным участком?

Смотрите онлайн камеры всех стран по ссылке веб камеры мира онлайн

Цены на услуги адвоката по земельным вопросам
Фактическое землепользование является актуальной проблемой в сфере юриспруденции и экономики. Несоблюдение правил регистрации и оформления прав собственности на землю приводит не только к затруднению использования территорий. Отклонения от норм оформления влияют и на темпы развития рынка недвижимости Российской Федерации.

Чаще всего случаи отказа от оформления встречаются по причине нежелания брать ответственность по:

  1. оплате налогов;
  2. совершению арендной платы;
  3. восстановительным процедурам с земельными участками.

Доказать право собственности на землю, которая не имеет официального оформления, практически невозможно.

Государственное законодательство создает условия, необходимые для своевременного и правильного оформления земельного участка во избежание проблем при использовании недвижимости (аренда, продажа, раздел имущества).

Правовой основой в сфере землевладения являются федеральные законы. К сожалению, их действие не всегда находит правильное применение на практике.

Участники и категории в земельных отношениях

В соответствии с Земельным кодексом РФ землепользователями могут выступать:

  1. физические лица;
  2. юридические лица;
  3. образования государственного и муниципального значения.

Фактическое землепользование включает следующие категории:

  1. граждане, которые обладают правами собственности на использование объекта недвижимости;
  2. граждане, которые заняли определенный земельный участок без регистрации документов и оформления юридических прав;
  3. лица, которые получили право собственности во время действия официальных юридических документов (полная выплата аренды, вступление в права наследства).

Несанкционированный захват территории наказывается государственным законодательством в рамках административной ответственности.

Проблема идентификации земельных участков

Практика показывает, что во многих ситуациях доказать несанкционированный захват земли практически невозможно. Сложность заключается в отсутствии критериев для идентификации определенного участка территории. В данном случае, правильно урегулировать гражданские отношение очень сложно.

Если в Кадастре государственной недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, то фактически невозможно определить его границы. Следовательно, провести судебное разбирательство в соответствии с государственными нормами нельзя.

Незарегистрированная в кадастровом учете недвижимость не имеет никаких гарантий для собственников.

В виду этого, власти вынуждены вводить в правовую базу обособленное понятие «фактическое землепользование», за которым закрепляются конкретные нормы применения в судебной практике.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Задать вопрос юристу-консультанту в онлайн чате снизу справа

02

Горячая линия
8 800 511 38 27 (регионы РФ)
8 499 577 04 24 (Москва и МО)

03

Заказать обратный звонок (кнопка снизу слева), вам перезвонит юрист через 10 минут

Бесплатная консультация адвоката по земельным вопросам
Цены на услуги адвоката по земельным вопросам

Обязанности землепользователей

Фактическое землепользование предполагает ряд обязанностей, которые принимают граждане, использующие определенную территорию:

  1. охрана лесных ресурсов, водоемов и экосистем;
  2. соблюдение норм и правил пожарной безопасности;
  3. соответствие регламентам Градостроительного кодекса РФ;
  4. противостояние загрязнению и борьба с процессами загрязнения почв, водоемов и воздуха;
  5. не допускать ухудшения состояния плодородных почв.

Документальные особенности использования земли

Несмотря на несовершенство законодательства в данной сфере, фактическое землепользование должно подкрепляться определенными бумагами и документами:

  1. бумага, указывающая на официальное разрешение использовать определенную часть земли;
  2. нотариально заверенный договор, указывающий на приобретение объекта недвижимости, расположенного на исследуемом земельном участке;
  3. результат судебного процесса, указывающий на то, что конкретные лица имеют право использовать участок земли или объекты недвижимости, расположенные на его территории.

Несовершенство законодательства в данной правовой области обуславливает некоторые разногласия. Многие специалисты не согласны с правильностью использования вышеуказанных документов в качестве подтверждения права на использование земли.

Тут же следует учесть, что лица, которые используют земельный участок на протяжении пятнадцати лет, могут свободно претендовать на право собственности. Гражданский кодекс РФ в данном случае учитывает свойство преобретательной давности и регламентирует для него определенные требования. Право собственности приобретается через пятнадцать лет использования, если гражданин:

  1. непрерывно использует земельный участок;
  2. несет ответственность за его сохранность и содержание;
  3. добросовестно и открыто ведет деятельность на определенном земельном участке;
  4. выполняет обязанности на ряду с собственниками имущества на протяжении всего времени.

Особенности фактического землевладения в разрезе государственного законодательства

В Земельном кодексе теоретические и практические вопросы землевладения остаются актуальными и на сегодняшний день. Проблема присвоения определенного статуса лицам, которые на сегодняшний день являются фактическими землепользователями, остро затрагивает решения высших органов управления.

На данный момент государственное законодательство устремлено в повышение эффективности процессов синхронизации правовых основ с регламентами Земельного кодекса. В данном случае основной целью является поиск механизмов, которые бы смогли максимизировать ответственность землепользователей по отношению к земельным ресурсам.

Обеспечить масштабный процесс приватизации необходимо на высших уровнях законодательной власти. Такие процессы положительно отобразятся на экономических результатах, урегулировании гражданских и земельных отношений. Повышение контроля улучшит и условия проведения судебных процессов в данной сфере юриспруденции.

Петр Романовский, юрист Работает в юридической сфере 16 лет, специализация – разрешение жилищных споров, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.

Источник: //advocate-service.ru/zemlya/fakticheskoe-zemlepolzovanie.html

Документы, подтверждающие право на земельный участок

Как привести свидетельство о регистрации права пользования в соответствие с фактическим использованием земельным участком?

После покупки (регистрации перехода прав на з/у к Вам) на руках у Вас останется договор, выписка из ЕГРН (сейчас свидетельства не выдают).

Статья 62. Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости

1.

 Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц (далее – запрос о предоставлении сведений), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети “Интернет”, включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.

2. Страховые и кредитные организации запрашивают и получают в органе регистрации прав сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, только в электронной форме.

2.1.

Запрос о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, направляемый в орган регистрации прав страховой или кредитной организацией, составляется в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью страховой или кредитной организации, в том числе без указания в качестве владельца сертификата ключа проверки электронной подписи физического лица, действующего от имени страховой или кредитной организации.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 25.11.2017 N 328-ФЗ)

3.

В установленных федеральным законом случаях сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются органом регистрации прав в иные государственные или муниципальные информационные системы посредством информационного взаимодействия с федеральной государственной информационной системой ведения Единого государственного реестра недвижимости в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4.

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и предоставленные на основании запроса о предоставлении сведений, независимо от способа их предоставления являются актуальными (действительными) на момент выдачи органом регистрации прав или многофункциональным центром сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. На основании одного запроса о предоставлении сведений предоставляется один документ, в виде которого предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.

5.

 Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (включая формы запросов о предоставлении сведений, порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, их состав и порядок заполнения таких запросов), и порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, выписки из Единого государственного реестра недвижимости или ином виде, установленном органом нормативно-правового регулирования.

7.

Выписка, содержащая общедоступные сведения Единого государственного реестра недвижимости, должна содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, ограничения прав и обременения такого объекта, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости, сведения о возражении в отношении зарегистрированного права на него либо о невозможности государственной регистрации без личного участия правообладателя или его законного представителя, сведения о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд, сведения о наличии поступивших, но не рассмотренных заявлений о проведении государственной регистрации права (перехода, прекращения права), ограничения права или обременения объекта, сделки в отношении объекта, сведения об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства граждан, являющихся участниками долевого строительства, на строительство (создание) многоквартирных домов на земельном участке, сведения, указанные в части 6 статьи 48 настоящего Федерального закона, а также иные сведения, определяемые органом нормативно-правового регулирования.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 304-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Формы выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состав содержащихся в них сведений и порядок их заполнения, а также требования к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в форме электронных документов, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

9. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения органом регистрации прав запроса о предоставлении сведений, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

10. Порядок передачи многофункциональным центром принятых им запросов о предоставлении сведений в орган регистрации прав и порядок передачи органом регистрации прав подготовленных им документов в многофункциональный центр определяются заключенным многофункциональным центром и органом регистрации прав соглашением о взаимодействии в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

11.

Срок передачи многофункциональным центром запроса о предоставлении сведений в орган регистрации прав и срок передачи подготовленных органом регистрации прав документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, в многофункциональный центр не должны превышать два рабочих дня соответственно со дня поступления запроса о предоставлении сведений в многофункциональный центр и со дня передачи такого запроса многофункциональным центром в орган регистрации прав.

12.

В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют запрашиваемые сведения или предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом, орган регистрации прав в срок не более трех рабочих дней со дня получения им запроса о предоставлении сведений направляет уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений или обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, которое может быть обжаловано в судебном порядке.

13.

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, а также сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются только:

1) самим правообладателям или их законным представителям;

2) физическим и юридическим лицам, имеющим доверенность от правообладателя или его законного представителя;

3) залогодержателю в отношении объектов недвижимого имущества, которые находятся у него в залоге или права на которые предоставлены ему в залог;

4) руководителям, заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководителям, заместителям руководителей их территориальных органов, руководителям, заместителям руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителям, заместителям руководителей органов местного самоуправления, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий указанных органов в установленной сфере деятельности, в том числе для оказания государственных или муниципальных услуг;

5) руководителям, заместителям руководителей многофункциональных центров в целях предоставления государственных или муниципальных услуг;

6) судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями, органам прокуратуры Российской Федерации в целях осуществления надзора за исполнением законодательства Российской Федерации, а также органам, осуществляющим в установленном федеральным законом порядке оперативно-разыскную деятельность по основаниям, установленным статьей 7 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”;

7) лицам, имеющим право на наследование недвижимого имущества правообладателя по завещанию или по закону;

8) арбитражному управляющему, внешнему управляющему, конкурсному управляющему в деле о банкротстве в отношении объектов недвижимости, принадлежащих соответствующему должнику, лицам, входящим в состав органов управления должника, контролирующим должника лицам, временной администрации финансовой организации в отношении объектов недвижимости, принадлежащих соответствующему должнику, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий арбитражного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего в деле о банкротстве, временной администрации финансовой организации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”;

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 218-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) Председателю Счетной палаты Российской Федерации, его заместителю и аудиторам Счетной палаты Российской Федерации для обеспечения деятельности Счетной палаты Российской Федерации;

10) руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) в целях исполнения ими обязанностей по противодействию коррупции;

11) генеральному директору единого института развития в жилищной сфере, его заместителям при осуществлении единым институтом развития в жилищной сфере и его организациями деятельности, направленной на решение задач и выполнение функций, возложенных на них в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 225-ФЗ “О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

(п. 11 в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) руководителям, заместителям руководителей государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов, Председателю Центрального банка Российской Федерации (далее – Банк России), заместителю Председателя Банка России, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий указанных органов, фондов в установленной сфере деятельности, в том числе для предоставления государственных или муниципальных услуг;

13) руководителю, заместителям руководителя государственной корпорации “Агентство по страхованию вкладов”, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий данной государственной корпорации, предусмотренных статьями 12.1 и 12.2Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ “О страховании вкладов в банках Российской Федерации”;

Источник: //advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/dokumenty-podtverzhdayushhie-pravo-na-zemelnyj-uchastok.html

Уточнение границ земельных участков: обязанность или осознанная необходимость?

Как привести свидетельство о регистрации права пользования в соответствие с фактическим использованием земельным участком?

23.05.2018

На сегодняшний день подавляющее большинство населения сельской местности проживает в домах усадебного типа либо в жилых домах, предназначенных для проживания нескольких семей.

И в первом и во втором случаях придомовая территория используется собственниками для подсобного хозяйства: возведения хозяйственных построек, содержания домашних животных, выращивания овощей.

Как правило, возникновение прав у таких граждан на земельные участки происходило в начале 90-х годов, посредством выдачи свидетельств на право на землю, в которых содержался схематический чертеж границ земельного участка. Позднее до конца октября 2001г.

выделение земельных участков для ведения подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства осуществляли администрации соответствующих поселений. Такие земельные участки отнесены законом к ранее учтенным, а права на них являются ранее возникшими.

Все чаще и чаще последнее время в средствах массовой информации появляется информация об установлении или необходимости установления границ таких участков.

На учтенные земельные участки, государственный учет которых осуществлен в установленном законом порядке, или право собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения на которые зарегистрировано и не прекращено до 1 марта 2008 года,  требование об обязательном уточнении границ не распространяется.

Другими словами, для собственников таких земельных участков не установлена обязанность проведения межевания и внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) до какой-либо определенной даты. Однако справедливости ради стоит отметить, что тема установления границ используемых участков заслуживает сегодня должного внимания и вот почему.

Первая причина, это, конечно же, несовершенство проведённых измерений, выполненных в отношении земельного участка. В самом начале земельной реформы основными измерительными устройствами на местности были сажень и рулетка, позднее – теодолит.

Не случайно у многих сельчан в документах на право собственности участка содержится условное описание границ участка без детальной привязки к местности. И такое отсутствие точно определенных границ является одной из основных причин большинства конфликтов между владельцами смежных участков.

Обозначить границы участка по силам лишь современным методам измерений: с помощью спутниковой навигации или аэрокосмической съемки. Современная техника позволяет определять местоположение на местности с точностью до сантиметра!

Вторым действенным аргументом в пользу установления границ на местности может служить и тот факт, что в реальности площадь участка может оказаться больше или меньше площади, указанной в свидетельстве на землю, а размер земельного налога, как известно зависит, в том числе и от размера участка. И если в первом случае заинтересованным лицом является муниципальное образование, в границах которого расположен участок, то во втором случае интерес по проведению межевания возникает у землепользователя (землевладельца).

Кроме того, использование земельной площади, выходящей за границы участка, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.

1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, санкция которой для физических лиц предусматривает уплату штрафа от 5 до 10 тысяч рублей, а если кадастровая стоимость захваченного участка определена, то размер штрафа уже составляет от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 тысяч рублей.

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание, это то, что при совершении сделки по продаже жилого дома с земельным участком, продавец рискует столкнуться с проблемой, когда покупатель или кредитная организация, предоставляющая денежные средства на приобретение недвижимости захотят увидеть реальные границы участка на местности.

Возникает вполне резонный вопрос, а как узнать, имеет ли участок границы на местности? Вариант первый: по кадастровому номеру участка на публичной кадастровой карте. Ссылка на нее есть на главной странице официального сайта Росреестра – pkk5.rosreestr.ru.

Если там обозначены границы вашего земельного участка, это значит, что они установлены, и межевания не требуется. Еще один вариант – запросить выписку из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости. Если границы установлены, то она будет содержать план земельного участка.

Если же их нет, то в выписке в графе “Особые отметки” будет указано: “Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства”.

Итак, если границы участка на местности не установлены, а у титульного владельца  появилось твердое намерение их уточнить, рекомендуется придерживаться следующего алгоритма действий.

Уточнение границ земельного участка осуществляется посредством проведения кадастровых работ лицом, имеющим на это право – кадастровым инженером. При заключении договора подряда на проведение кадастровых работ с данным специалистом, необходимо обращать внимание на действительность его квалификационного аттестата и на то, что кадастровый инженер является членом саморегулируемой организации.

Под рукой должен быть документ о правах на участок: свидетельство о праве собственности на земельный участок.

Также это могут быть постановление администрации о предоставлении земельного участка, нотариальное свидетельство о праве на наследство, решение суда, договор купли-продажи, мены, дарения и прочее.

Не забудьте про документ, удостоверяющий личность – паспорт, а в необходимых случаях позаботьтесь о доверенности на представителя (если от вашего имени будет действовать представитель).

Кадастровые работы по уточнению границ выполняются кадастровым инженером и включают в себя обычно следующий комплекс работ:

– сбор и изучение сведений о земельном участке, предоставленных вами документов на землю, имеющихся геодезических данных по участку, а также адресов соседних (смежных с вашим) земельных участков;

– подготовку межевого плана, который должен соответствовать заданию на межевание;

– обязательное уведомление соседей по участку (то есть лиц, права которых могут быть затронуты межеванием);

– выезд на место и определение границ участка на местности. Как правило, границы участка определяются по фактическому пользованию либо со слов собственника. При этом обязательно должен быть получен акт согласования границ участка с соседями;

– геодезическую съемку участка и определение координат межевых знаков;

– точное определение площади земельного участка;

– чертеж земельного участка со всеми его границами.

Межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план.

Заявление и необходимые документы можно представить в Управление Росреестра по Ульяновской области одним из следующих способов:

– через центры по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ) (независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений, осуществляющих прием по экстерриториальному принципу, размещенному на сайте Росреестра);

– почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;

– в форме электронных документов через Интернет, например посредством официального сайта Росреестра.

И в заключении хотелось бы сказать, что срок осуществления учетных действий не должен превышать 5 рабочих дней со дня приема Управлением Росреестра по Ульяновской области заявления и необходимых документов, а проведенный кадастровый учет удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Начальник Межмуниципального отдела

по Радищевскому, Старокулаткинскому и Павловскому районам

Управления Росреестра по Ульяновской области

Ю.А. Сальников

в журнале «Недвижимость Ульяновска» от 22 мая 2018г. №5 (310)

Источник: //rosreestr.ru/site/press/news/fghdfgjhfhjkfgxdgfndvj/

Фактическое пользование землей – что это?

Как привести свидетельство о регистрации права пользования в соответствие с фактическим использованием земельным участком?

Б. УТКИНБорис Уткин, начальник отделарегистрации прав на землю Московскойобластной регистрационной палаты.Существует мнение, что при переходе правасобственности на здание (сооружение) кновому собственнику переходит правопостоянного бессрочного пользованияземельным участком, которым пользовалисьфактически.

Так ли это на самом деле? А чтоозначает понятие “фактическое пользование”,определение которого отсутствует взаконодательстве? Попробуем разобраться вэтих непростых вопросах.В последнеевремя в ненормативных актах органовместного самоуправления очень частовстречаются такие формулировки:”предоставить земельный участок площадью…

гражданину А. в собственность бесплатно…по фактическому пользованию”. Либо: “в связис тем, что гражданин Б. являетсясобственником дома, расположенного наданном участке, и фактически пользуетсяим…”.

Соответствуют ли такие основаниядействующему законодательству о передаче вчастную собственность бесплатно земельныхучастков из состава земель, находящихся вгосударственной или муниципальнойсобственности?

Начнем с того, что взакрытом перечне прав на земельные участки,приведенном в главах III и IV Земельного кодексаРФ (далее – Кодекс), право фактическогопользования землей отсутствует. Нет такоговида вещного права и в ст. 216 ГК РФ.Понятие “фактическое пользованиеземельными участками” упомянуто в п. 4 ст. 3Федерального закона “О введении в действиеЗемельного кодекса Российской Федерации”,но там же установлено, что применениеданного понятия возможно только вотношении сделок с земельными участками,совершенных до вступления в силу ЗаконаСССР “О собственности в СССР” от 06.03.90 N 1305-1 иникак не позже!

Коль скоро правофактического пользованиязаконодательством не определено,попытаемся сами дать такое определение.От 15 и старшеИнтересно: есликто-то вечером погулял со своей собакой поколхозному полю, то он “фактически”пользовался этим полем или нет? Или толькособака пользовалась? Или все-таки надо хотябы грядку какую-то вскопать на участке? Иличто-нибудь состроить, сараюшкуплохонькую?

А возможно лиопределение “фактического пользования” безучета временного фактора? Ну, хорошо, кто-тоим “фактически” пользовался, но в течениекакого периода? Одного часа? Недели? Года?Десяти лет?..

Ведь если сущностные ивременные параметры “фактическогопользования” не определены, то под этопонятие можно подвести любое самовольноезанятие земельного участка вне зависимостиот его площади и времени “самозахвата”! А п. 1ст.

60 Кодексакатегорически запрещает такие действия…

На самом деле ответ на эти загадочныевопросы давно уже дан в ст.

234 ГК РФ оприобретательной давности: “лицо -гражданин или юридическое лицо, – неявляющееся собственником имущества, нодобросовестно, открыто и непрерывновладеющее как своим собственным недвижимымимуществом (каковым и является земельныйучасток. – Б.У.), в течение пятнадцати лет…приобретает право собственности на этоимущество”.

Кроме того, согласно п. 3той же ст. 234 ГК РФ лицо, ссылающееся надавность владения, может присоединить ковремени своего владения все время, втечение которого этим имуществом владелтот, чьим правопреемником это лицоявляется. Отсюда понятно, чтоустановление срока “фактическогопользования” земельным участком менеепятнадцати лет будет противоречитьуказанной норме гражданскогозаконодательства.Кто прав припереходе прав?Однако есть по этомувопросу иная точка зрения, которая, ксожалению, до сих пор находит своеотражение в судебной практике. Еслиговорить кратко, суть этого подходазаключается в следующем.

В статье 35 Кодексаустановлено, что “при переходе правасобственности на здание, строение,сооружение, находящиеся на чужом земельномучастке, к другому лицу оно приобретаетправо НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙЧАСТИ земельного участка, занятой зданием,строением, сооружением и необходимой для ихиспользования, НА ТЕХ ЖЕ УСЛОВИЯХ И В ТОМ ЖЕОБЪЕМЕ, что и прежний их собственник” (здесьи далее выделено и подчеркнуто мною. – Б.У.).

Примерно такая же норма прописана и вст.

552 ГК РФ, гдеговорится о том, что покупательнедвижимости, находящейся на земельномучастке, не принадлежащем продавцу на правесобственности, приобретает правоПОЛЬЗОВАНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЧАСТЬЮземельного участка НА ТЕХ ЖЕ УСЛОВИЯХ, что ипродавец недвижимости (тут вместо”использования” – “пользование”, нетупоминания о “том же объеме” – но не будемпридираться по мелочам!).

Но вот изприведенных выше действующих нормзаконодательства сторонники “фактическогопользования” делают совершеннонеожиданный, просто ошеломляющий вывод:мол, таким образом, при продаже здания,сооружения к новому собственнику переходитне просто право пользования, а… ПРАВОПОСТОЯННОГО (БЕССРОЧНОГО) ПОЛЬЗОВАНИЯземельным участком. А если новыйсобственник – физическое лицо, то онавтоматически получает право бесплатнойприватизации земельного участка поправилам ст. 20 Кодекса! Проведеманализ указанных норм. В соответствии сгражданским и земельным законодательствомв общее понятие “права пользованияземельным участком” входят следующие видыправ:

– право постоянного (бессрочного)пользования (ст. 216 ГК РФ, ст. 20 Кодекса);

Источник: //www.lawmix.ru/comm/3286

Право собственности на землю по фактическому пользованию, в границах существующего забора

Как привести свидетельство о регистрации права пользования в соответствие с фактическим использованием земельным участком?

07.12.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Солнечногорский городской суд Московской области

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.Ю.Н. к Администрации Солнечногорского района, Администрации городского поселения о признании права собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Б.Ю.Н. обратился в суд с исковыми требованиями к Администрации Солнечногорского района, Администрации городского поселения о признании права собственности на земельный участок.

Свои требования истец по настоящему гражданскому делу мотивировал тем, что он приобрел по договору купли продажи земельный участок, общей площадью 1200 кв.м, расположенный по адресу: Солнечногорский район.

Истцом было оформлены документы и получено свидетельство о государственной регистрации права на недвижимость.

Позже истец обратился в ООО «кадастровые инженеры» с целью уточнения местоположения границы и площади указанного земельного участка.

При проведении геодезических работ, межевания, при уточнении границ земельного участка установлено, что фактическая площадь участка составляет 1428 кв.м.

В соответствии с межевым планом и заключением кадастрового инженера, сделан вывод о том, что на участке истца, общей площадью 1200 кв.

м, расположенного по адресу: Солнечногорский район, хххххх, границами указанного участка является забор, существующий 15 лет, согласно границам которого, площадь земельного участка составляет 1428 кв.м.

После покупки указанного земельного участка истец по настоящему гражданскому делу пользовался, оплачивал налоги, вступив в права пользования и владения земельным участком, в границах существовавшего и существующего ограждения.

Истец по настоящему гражданскому делу обратился в Администрацию Солнечногорского района с устным предложением о предоставлении ему земельного участка, площадью 228 кв.м.

Истцу было отказано и рекомендовано обратиться в суд, поскольку решением Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области истцу (заявителю) было отказано в учете изменений объекта недвижимости.

Границы земельного участка согласованы с соседними землепользователями, как следует из акта согласования местоположения границы земельного участка, спора по границам указанного земельного участка нет.

Истец просит признать право собственности по фактическому пользованию на земельный участок, расположенный на землях населенных пунктов и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, в фактических границах, площадью 428 кв.м, расположенный по адресу: Солнечногорский район Московской области;

Истец также просит исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке, площадью 1200 кв.м с кадастровым номером №; установить границы земельного участка, площадью 1428 кв.м в новых границах:

“координаты”

“координаты”

Представитель истца – К.Е.Ю., действующий на основании доверенности, требования истца по настоящему гражданскому делу поддержал полностью и просил его удовлетворить в полном объеме, с учетом поданного ходатайства об уточнении.

Согласно уточненным требованиям, представитель истца просит признать право собственности по фактическому пользованию на земельный участок, расположенный на землях населенных пунктов и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, фактического, общей площадью 428 кв.

м, расположенный по адресу: Солнечногорский район; исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке, площадью 1200 кв.м с кадастровым номером №; установить новые границы земельного участка, общей площадью 1428 кв.

м в соответствие с представленной картой границ:

“координаты”

“координаты”

Представитель ответчика в лице Администрации Солнечногорского района Ш.И.С., действующий на основании доверенности, вынесение решения полагал на усмотрение суда.

Ответчик в лице Администрации городского поселения Солнечногорского района Московской области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания уведомлен своевременно и надлежащим образом. Просил рассматривать дело в его отсутствие, согласно письменному отзыву, не возражал против удовлетворения заявленных истцом требований.

Руководствуясь ч. 1 ст. 167 ГПК РФ, суд рассматривает гражданское дело в отсутствие участников процесса, не явившихся в судебное заседание.

Суд, изучив материалы дела, полагает исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 64 Земельного кодекса РФ, земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права.

В силу п.п. 3, 4 ст. 35 Конституции РФ, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Право наследования гарантируется.

Из материалов настоящего гражданского дела усматривается, что истец по настоящему гражданскому делу Б.Ю.Н. приобрел земельный участок, площадью 1200 кв.м, расположенный на землях Солнечногорского района Московской области, категория земли: земли населенных пунктов, что подтверждается договором купли-продажи земельного участка (купчей).

На основании указанного договора купли-продажи земельного участка истцом получено свидетельство на право собственности на землю, произведена регистрационная запись, что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Фактические границы занимаемого истцом земельного участка согласованы, что подтверждается актом согласования местоположения границы земельного участка.

Истец по настоящему гражданскому делу Б.Ю.Н. обратился в геодезическую компанию для уточнения местоположения границы и площади указанного земельного участка, расположенного по адресу: Солнечногорский район Московской области согласно представленному межевому плану, по которому фактическая площадь спорного земельного участка составляет 1428 кв.м.

Истец обратился в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о внесении изменений объекта недвижимости (земельного участка) с учетом составленного геодезической компанией межевого плана по фактически занимаемым границам.

Однако, решением Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области во внесении изменений в сведения об объекте недвижимости ( в сведения о земельном участке) истцу отказано.

В соответствие с п. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.

2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Давая оценку представленным в гражданское дело доказательствам, суд полагает, что истец по настоящему гражданскому делу является собственником спорного земельного участка 17 лет.

Учитывая материалы составленного межевого плана, площадь занимаемого участка уточнена на 428 кв.м, исковые требования не противоречат положению действующего Законодательства РФ и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Б.Ю.Н. к Администрации Солнечногорского района Московской области, Администрации городского поселения о признании права собственности на земельный участок – удовлетворить.

Признать право собственности за истцом – Б.Ю.Н. по фактическому пользованию на земельный участок, расположенный на землях населенных пунктов и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, по фактическим границам, площадью 428 кв.м, расположенного по адресу: Солнечногорский район Московской области.

Исключить из ГКН сведения о земельном участке, площадью 1200 кв.м с кадастровым номером №

Установить границы земельного участка, площадью 1428 кв.м в соответствии с представленной геодезической компанией картой границ:

“координаты”

“координаты”

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд

Источник: //oblzemli.ru/vikup/pravo-sobstvennosti-na-zemlyu-po-fakticheskomu-polzovaniyu-v-granitsakh-sushchestvuyushchego-zabora/

Юр-Центр Варуна