Как понимать иную творческую деятельность применительно к военнослужащему?

Основные виды воинской деятельности и их особенности

Как понимать иную творческую деятельность применительно к военнослужащему?

Все виды воинской деятельности военнослужащих направлены на поддержание высокого уровня боевой готовности и боеспособности подразделений и частей, в которых они проходят военную службу. Основными видами воинской деятельности являются учебно-боевая подготовка, служебно-боевая деятельность и реальные боевые действия.

УЧЕБНО-БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Учебно-боевая подготовка – система мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава частей и подразделений, боевому слаживанию частей и подразделений для подготовки их к ведению боевых действий или выполнению других задач, определенных предназначением Вооруженных Сил.

Учебно-боевая подготовка направлена на обеспечение высокого уровня боеспособности частей и подразделений. Она предназначена обеспечить высокий военно-профессиональный уровень военнослужащих и осуществляется непрерывно как в мирное, так и в военное время.

В ходе этой подготовки проводятся занятия, учения, боевые стрельбы, тренировки, на которых военнослужащие изучают воинские уставы, оружие и военную технику, приемы действий в бою, а подразделения и части отрабатывают способы действий при выполнении боевых задач.

Учебно-боевая подготовка имеет ряд особенностей. Она носит явно выраженную коллективную направленность и организуется таким образом, что в ходе занятий одновременно осуществляется обучение отдельных военнослужащих и идет подготовка воинских подразделений к совместным действиям.

В основном это практическая подготовка, направленная на овладение воинами вооружением и военной техникой и умелое использование их в бою.

Основную часть учебно-боевой подготовки составляют упражнения, которые представляют собой многократное повторение действий, направленных на овладение вооружением и военной техникой и умелое использование их в бою.

учебно-боевой подготовки определяется учебными планами и программами. Один из основных принципов организации боевой учебы – учить войска тому, что необходимо на войне. Поэтому выполнение задач учебно-боевой подготовки требует от каждого военнослужащего высокого уровня духовных и физических качеств, психической устойчивости и физической выносливости.

СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Служебно-боевая деятельность направлена на обеспечение высокого уровня боевой готовности подразделений и частей, т. е. способности войск в любых условиях обстановки начать военные действия в установленные сроки.

Степень боевой готовности в мирное время должна обеспечивать быстрый переход войск на военное положение и организованное вступление в военные действия, а в военное время – способность к немедленному выполнению поставленных боевых задач.

Служебно-боевая деятельность включает в себя боевое дежурство, караульную и внутреннюю службы.

Боевое дежурство – это пребывание специально выделенных сил и средств в полной боевой готовности к выполнению внезапно возникающих задач или ведению боевых действий. Оно является выполнением боевой задачи и осуществляется дежурными силами и средствами, назначенными от воинских частей и подразделений.

В состав этих сил и средств входят боевые расчеты, экипажи кораблей, дежурные смены пунктов управления и др. На боевое дежурство не назначают военнослужащих, не приведенных к Военной присяге, не усвоивших программу учебно-боевой подготовки, совершивших проступки, по которым ведется расследование, и больных.

Для обеспечения необходимой степени боевой готовности военнослужащих при несении боевого дежурства запрещается: передавать кому-либо исполнение своих обязанностей; отвлекаться на мероприятия, не связанные с исполнением обязанностей боевого дежурства; самовольно оставлять боевой пост; проводить на вооружении и военной технике работы, снижающие их боевую готовность.

Караульная служба предназначена для надежной охраны и обороны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, другими материальными средствами.

Несение караульной службы является выполнением боевой задачи и требует от личного состава высокой бдительности, точного соблюдения и исполнения своих обязанностей, решимости и инициативы.

Для несения караульной службы назначаются караулы – вооруженные подразделения, назначенные для выполнения боевой задачи по охране и обороне боевых знамен, военных и государственных объектов. В состав караула обычно входят: начальник караула, караульные по числу постов и смен, разводящие.

Для непосредственной охраны и обороны объектов из состава караула выставляются часовые. Караульные назначаются из числа солдат (матросов), приведенных к Военной присяге, усвоивших соответствующие программы учебно-боевой подготовки и готовых по своим морально-психологическим качествам нести караульную службу.

Внутренняя служба – это повседневная служебная деятельность в воинских частях и подразделениях. Она организуется и осуществляется в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ и предназначена для поддержания в воинских частях внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих постоянную боевую готовность.

РЕАЛЬНЫЕ БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Реальные боевые действия – это тот вид воинской деятельности, ради которого создаются Вооруженные Силы и осуществляется их учебно-боевая подготовка и служебно-боевая деятельность. Эти действия осуществляются непосредственно в условиях боя и имеют целью нанесение поражения противнику.

До появления огнестрельного оружия бой представлял собой рукопашную схватку воинов, вооруженных холодным оружием. С появлением ружей и пушек важнейшим элементом боя стал огонь из огнестрельного оружия.

Увеличение скорострельности, дальности и меткости огнестрельного оружия, оснащение войск артиллерией, танками и авиацией привели к тому, что успех на поле боя стал достигаться согласованными усилиями разных родов войск.

Основными чертами современного боя являются маневренность, динамичность, быстрые и резкие изменения обстановки, неравномерность его развития по фронту и в глубину, повышенное морально-психологическое и физическое напряжение личного состава. Он требует от каждого военнослужащего стойкости, инициативы, дисциплинированности.

Наиболее сильное воздействие на человека в бою оказывает опасность, которая воспринимается как угроза жизни. Поэтому важное значение в бою имеет способность человека управлять своими чувствами, эмоциями и состояниями, контролировать свое поведение и деятельность.

Вооруженное противоборство требует от человека высоких духовных и моральных качеств. История войн знает немало примеров, когда исход боя решало не превосходство в живой силе и технике, а морально-психологическая готовность воинов до конца выполнять свой долг.

Поэтому каждый военнослужащий в процессе воинской деятельности должен постоянно стремиться вырабатывать в себе такие качества, как беззаветная преданность своему народу, Родине, уверенность в разгроме врага, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию. Эти качества приобретаются в процессе военной службы при исполнении всех видов воинской деятельности.

Представление об особенностях воинской деятельности в разных видах Вооруженных Сил РФ дает характеристика приведенных ниже классов воинских должностей.

Источник: https://arsenal-info.ru/b/book/2629936202/72

Приказ ФСБ РФ от 30 июля 2012 г. N 378

Как понимать иную творческую деятельность применительно к военнослужащему?

Приказ ФСБ РФ от 30 июля 2012 г. N 378
“Об условиях совмещения военнослужащими органов федеральной службы безопасности военной службы с иной оплачиваемой деятельностью”

В соответствии с абзацем вторым пункта 7 статьи 10 Федерального закона “О статусе военнослужащих”*(1), частью седьмой статьи 16.1 Федерального закона “О федеральной службе безопасности”*(2), подпунктом 45 пункта 11 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960*(3), приказываю:

1. Определить, что совмещение военнослужащими органов федеральной службы безопасности военной службы с оплачиваемой педагогической (преподавательской), научной и иной творческой деятельностью (далее – иная оплачиваемая деятельность) допускается при соблюдении следующих условий:

а) иная оплачиваемая деятельность не должна препятствовать исполнению обязанностей военной службы.

При этом она не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации*(4);

б) иная оплачиваемая деятельность не должна осуществляться в служебное время, установленное регламентом служебного времени для военнослужащих подразделения ФСБ России, органа федеральной службы безопасности (далее – органы безопасности), за исключением случая, указанного в подпункте “в” настоящего пункта;

в) иная оплачиваемая деятельность может осуществляться в служебное время, установленное регламентом служебного времени для военнослужащих органа безопасности, только когда это необходимо для решения задач оперативно-служебной деятельности и на основании письменного решения руководителя, начальника органа безопасности.

2. Установить, что:

о намерении осуществлять иную оплачиваемую деятельность военнослужащий докладывает рапортом*(5), зарегистрированным в секретариате органа безопасности, руководителю, начальнику органа безопасности;

военнослужащий обязан прекратить иную оплачиваемую деятельность, если она осуществляется с нарушением условий, определенных пунктом 1 настоящего приказа;

документы, касающиеся осуществления военнослужащими иной оплачиваемой деятельности, приобщаются к части четвертой личных дел военнослужащих;

контроль за соблюдением военнослужащими органов безопасности условий совмещения военной службы с иной оплачиваемой деятельностью осуществляют их непосредственные начальники.

3. Руководителям, начальникам органов безопасности, имеющим право издания приказов по личному составу, обеспечить соблюдение военнослужащими настоящего приказа, а также подачу военнослужащими, осуществляющими иную оплачиваемую деятельность, рапортов, предусмотренных настоящим приказом.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Управление кадров Службы организационно-кадровой работы ФСБ России.

——————————

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2331; 2000, N 1 (ч. II), ст. 12; N 26, ст. 2729; N 33, ст. 3348; 2001, N 1 (ч. I), ст. 2; N 31, ст. 3173; N 53 (ч. I), ст. 5030; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; N 19, ст. 1794; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 48, ст. 4740; N 52 (ч. I), ст. 5132; 2003, N 46 (ч. I), ст. 4437; N 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, N 18, ст.

 1687; N 30, ст. 3089; N 35, ст. 3607; 2005, N 17, ст. 1483; 2006, N 1, ст. 1, 2; N 6, ст. 637; N 19, ст. 2062, 2067; N 29, ст. 3122; N 31 (ч. I), ст. 3452; N 43, ст. 4415; N 50, ст. 5281; 2007, N 1 (ч. I), ст. 41; N 2, ст. 360; N 10, ст. 1151; N 13, ст. 1463; N 15, ст. 1820; N 26, ст. 3086, 3087; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5431; N 49, ст. 6072; N 50, ст. 6237; 2008, N 24, ст.

 2799; N 29 (ч. I), ст. 3411; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 44, ст. 4983; N 45, ст. 5149; N 49, ст. 5723; N 52 (ч. I), ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 11, ст. 1263; N 30, ст. 3739; N 51, ст. 6150; N 52 (ч. I), ст. 6415; 2010, N 30, ст. 3990; N 50, ст. 6600; 2011, N 1, ст. 16, 30, N 17, ст. 2315; N 22, ст. 3238; N 46, ст. 6407; N 47, ст. 6608; N 51, ст. 7448; 2012, N 25, ст.

 3270; N 26, ст. 3443.

*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 15, ст. 1269; 2000, N 1 (ч. I), ст. 9; N 46, ст. 4537; 2002, N 19, ст. 1794; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 156; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 10, ст.

 763; 2006, N 17 (ч. I), ст. 1779; N 31 (ч. I), ст. 3452; 2007, N 28, ст. 3348; N 31, ст. 4008; N 50, ст. 6241; 2008, N 52 (ч. I), ст. 6235; 2010, N 31, ст. 4207; N 42, ст. 5297; 2011, N 1, ст. 32; N 29, ст. 4282; N 30 (ч. I), ст. 4589; N 50, ст.

 7366.

*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст. 3254; 2004, N 28, ст. 2883; 2005, N 36, ст. 3665, N 49, ст. 5200; 2006, N 25, ст. 2699; N 31 (ч. I), ст. 3463; 2007, N 1 (ч.

 I), ст. 205; N 49, ст. 6133; N 53, ст. 6554; 2008, N 36, ст. 4087; N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5431; 2010, N 17, ст. 2054; N 20, ст. 2435; 2011, N 2, ст. 267; N 9, ст. 1222; 2012, N 7, ст. 818; N 8, ст.

 993.

*(4) Абзац второй пункта 7 статьи 10 Федерального закона “О статусе военнослужащих”.

*(5) В рапорте указываются наименование и адрес организации, где предполагается осуществлять иную оплачиваемую деятельность (при наличии), вид иной оплачиваемой деятельности, планируемый период, ориентировочные дни (часы) ее осуществления, а также обосновывается возможность совмещения исполнения обязанностей военной службы с осуществлением иной оплачиваемой деятельности. При изменении каких-либо из указанных в рапорте условий, а также в случае перевода в другой орган безопасности военнослужащие, осуществляющие иную оплачиваемую деятельность, подают новый рапорт.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 августа 2012 г.
Регистрационный N 25289

Источник: https://base.garant.ru/70220334/

Права и обязанности военнослужащих

Как понимать иную творческую деятельность применительно к военнослужащему?

Время чтения: ~7 минут Елена Павлова Елена Иванова 84

Граждане, имеющие статус военнослужащих, наделены защитой государства в чуть большей мере, чем обычные граждане. Так же, как и всем жителям страны, военным гарантирована правовая и социальная защита, конституционные привилегии и различные меры, направленные на создание благоприятных условий жизни и выполнения долга Родине.

Права и обязанности военнослужащих закреплены Конституцией и множественными федеральными законами. Реализация правовой и социальной защиты армейцев возложена на органы власти, местного самоуправления, суды общей юрисдикции, правоохранителей ( в пределах их полномочий) и является непосредственной обязанностью командиров.

Несмотря на то что традиционно защитниками Отечества признаны мужчины, женщины в армии – тоже не редкость. Многие представительницы прекрасного пола справляются с обязанностями не хуже мужчин. А если учесть ответственность, которой наделены женщины, по отношению к выполнению поручений командира, то можно воспринимать их как идеальных солдат, наделённых равными возможностями.

Права военнослужащих

Защитники Родины наделены правами, имеющими некоторые особенности, которые возникают из-за индивидуальности статуса этого человека. Такой же подход и к наделению военных свободами. Все их действия регламентируются законами и должны чётко коррелироваться с установленными регламентами, даже если армеец находится в запасе.

Права военнослужащих можно распределить на три группы:

  • социально-экономического характера;
  • политического контекста;
  • личные права и свободы.

В служебную деятельность армейцев вмешиваться не вправе никто. Делается исключение только для лиц, имеющих полномочия в этом вопросе.

Любые деяния третьих лиц, направленные на оскорбление военных, насилие, и даже угроза его применения влекут ответственность по законодательным нормативам. Все действия или бездействия, связанные с исполнением долга, а также те, что рассматриваются как нарушение прав армейца, имеют последствия.

Каждое возможное действие военнослужащего прописано в законодательных актах. Так, например, передвижение армейцев регламентировано следующими законами:

  • Уставом внутренней службы ВС РФ.
  • Уставом гарнизонной и караульной служб и войск Национальной гвардии .
  • Дисциплинарным уставом ВС, который утвержден Указом №1495 Президента РФ.
  • Строевым уставом, введенным в действие приказом № 111 Минобороны РФ.

Для полного понимания своих прав и ответственностей армеец должен полностью изучить все разработанные государством нормативные документы. Важно знать, что для этой особенной категории граждан существует юридическая помощь. Согласно закону, она оказывается всем действующим военнослужащим, а также лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей. Такая помощь предоставляется:

  • уполномоченными военного управления;
  • органами военной юстиции в пределах их должностных обязанностей;
  • работниками предварительного следствия;
  • прокурором и судом, если в их производстве находится уголовное дело, где фигурирует армеец.

Защитники Родины в осуществлении своего права на свободу слова, на выражение собственного мнения, и имея доступ к получению и распространению определённой информации, не правомочны разглашать государственную и военную тайну, а также обсуждать и критиковать приказы начальства.

Каждый военнослужащий наделён должностными обязанностями. Эти функции определяют объемы и пределы выполнения порученных ему задач, согласно его профессии и должности. Используются эти обязанности только в интересах службы.

Круг обязательств по службе определяется воинскими уставами. Но наряду с высшими армейскими нормативами обязанности регулируются приказами руководства, различными письменными наставлениями, разработанными положениями, инструкциями прямых начальников, но применительно к требованиям настоящего Устава.

Военнослужащие, которые находятся на боевом дежурстве (службе), а также в суточном и гарнизонном нарядах могут выполнять спецзадания. К этим особенностям также относится привлечение для ликвидации последствий стихийных бедствий и других ЧП. В этих случаях обязанности и алгоритм их реализации устанавливаются определёнными законодательными актами и носят временный характер.

Обязанности военнослужащих четко прописаны в Уставе

Особенности прав, обязанностей и ответственности в/с

Причиной для обособленности свобод и привилегий служащих в армии выступает то, что специфика военной службы и характер взаимоотношений в армии уже сами по себе предопределяют фактическое ограничение прав военнослужащих.

Призывая граждан отдать долг Родине, государство пусть временно, но ограничивает основные права гражданина, такие как выбор места жительства, свободу перемещения. Также наряду с неизбежным регламентом в ряде личных, социальных и экономических прерогатив деятельность военнослужащих, выполняющих обязанность по защите Отечества, часто связана с риском для их жизни и с угрозой здоровью.

Важно знать! Все случаи, которые могут повлиять на исполнение обязанностей военнослужащего, в том числе срочной службы, а также сделанные замечания в сторону армейца должны быть доложены непосредственному начальнику.

За свою службу каждый армеец получает денежное довольствие. На ДД может рассчитывать и военнослужащий-призывник. Оплата устанавливается по тарифным разрядам в соответствии с занимаемой должностью. Оклады пересматриваются ежегодно в сторону увеличения и корректируются в зависимости от индекса инфляции.

Для ряда категорий военных законодательством предопределены денежные поощрения. Также существует особый порядок обеспечения денежным довольствием.

При увольнении из рядов ВС, а также Росгвардии человеку, отдавшему регламентированный законом срок, положено пенсионное обеспечение, которое рассчитывается по определённой формуле и по своему объёму является небольшой компенсацией от государства за преданность и трудовые подвиги в работе в армии.

В случае заключения военноврачебной комиссии о необходимости отпуска по болезни армейцу производится выплата в размере не менее одного оклада денежного содержания. В зависимости от степени полученного ущерба здоровью возможны и другие дополнительные выплаты.

Устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации военным, осуществляющим несение службы по контракту в следующих местах:

  • В районах Крайнего Севера.
  • На местностях, приравненных к КС, или в других районах с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями.
  • В отдаленных районах или даже за пределами страны.

Спецгарантии предоставляются на должностях, которые связаны с повышенной опасностью для жизни и здоровья

За гражданами, которые проходят военную службу по призыву, по закону сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до момента призыва. Также они не могут быть исключены из очереди, в которой стоят нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Для реализации жилищного обеспечения с недавнего времени предусмотрена льготная военная накопительно-ипотечная система, касающаяся контрактников.

Для военнослужащих, имеющих детей-инвалидов, предусмотрено право на получение дополнительной жилплощади и реализацию налоговых вычетов, если такими привилегиями не воспользовалась жена.

Главным и основным приоритетом для всех защитников Отечества является сохранение целостности страны в территориальном плане при соблюдении суверенитета.

Поэтому ясно, что воины обязаны в первую очередь на максимальном уровне заботиться о безопасности своей страны. В случае возможного вооруженного нападения приложить все усилия к его отражению.

Все солдаты Российской Федерации обязаны исполнять свой долг. Именно этот долг и предписывает общие права и ответственность военнослужащих в таком порядке:

  • следует быть верными данной присяге;
  • служить народу России с доблестью;
  • защищать свою страну максимально преданно и мужественно;
  • соблюдать законы, Конституционные требования и принципы общевоинских Уставов;
  • безусловно исполнять приказы военачальников;
  • быть предельно собранными по части личной боевой готовности и исправности доверенной военной техники;
  • бережливо относиться к военной собственности;
  • придерживаться стандартов международного права и условий договорённостей, заключённых государством.

На армейца возлагается и определённая моральная ответственность, которая заключается в честности, храбрости при выполнении возложенного воинского долга. Ему предоставляется право проявлять полезную инициативу, оберегать сослуживцев в бою.

Непосредственной обязанностью армейца является проявление патриотизма, он должен способствовать мирным отношениям и дружбе между народами, работать над недопущением конфликтов, возникших на межнациональной и конфессиональной почве.

Защитник страны призван уважать своих сослуживцев. Прилагать все усилия по вызволению товарищей из существующей опасности. По возможности оказывать помощь словом и делом своим товарищам, стараться удерживать окружающих солдат от неблаговидных дел.

Воин не имеет права допустить в отношении себя и других граждан моральных унизительных действий, грубости. Помогать руководящему составу поддерживать порядок и дисциплину. Своим поведением, внешним видом и исполнением воинского приветствия способствовать возникновению у гражданских лиц гордости за нашу армию.

Особая памятка об обязанностях защитника связана с прохождением военных и боевых событий. Так, воин, находящийся в отрыве от ВЧ или в окружении противника, обязан решительно сопротивляться посягательству со стороны противника, тем самым свети к минимуму возможность захвата в чужой лагерь. Настоящий боец призван до конца исполнить в сражении долг защитника Отечества.

Если же армеец, который оказался далеко от сослуживцев в локации конфликта исчерпает все возможные средства и варианты сопротивления, окажется в плену врага, он обязан найти хоть малейшую возможность для освобождения не только себя, но и своих товарищей. Совершить попытку возвращения в свои войска.

Разглашение любой информации врагу, кроме своих личных данных, неправомочно. Пленник обязан сохранять своё достоинство гражданина и воина, хранить вверенную ему военную информацию и государственную тайну, удерживаться от сотрудничества с врагом. А также должен помочь избежать другим воинам допустить такие недостойные действия.

Важно помнить! За человеком в солдатской форме, который захвачен в плен, сохраняется его военный статус. Такое же правило распространяется на интернированных лиц в нейтральных странах.

Командование и органы, имеющие полномочия по таким вопросам, обязаны с отсылкой на нормы международного права принимать всевозможные мероприятия по защите таких военнослужащих и способствовать возвращению их на Родину.

Правовое положение защитников Отечества имеет немаловажную специфическую предопределённость. С одной стороны, на них распространяется законодательство государства общего плана.

По сути, они обладают правами и исполняют обязанности, как и все обычные граждане этой страны. А с другой стороны, они попадают под специальное законодательство, распространённое только на защитников Родины.

То есть избирательной систему прерогатив и приверженностей для армейцев не назовёшь.

Источник: https://prizivniku.com/raznoe/prava-obyazannosti-voennosluzhashchih

Заслуга военнослужащего как основание для применения поощрения. Юридический состав заслуги | СМИ Oboznik – личность, общество, армия, государство

Как понимать иную творческую деятельность применительно к военнослужащему?
17 Сентябрь 2018

В юридической литературе вопрос об основаниях применения поощрительных норм специальному исследованию не подвергался, хотя это весьма актуальная и значимая проблема.

В правоприменительной деятельности у командиров (начальников) довольно часто складывается непростая ситуация, когда возникает реальная необходимость альтернативного выбора различных вариантов поощрительных мер за заслуженное поведение подчиненного.

Основание – это существенный признак, по которому распределяются явления, понятия.

Определение правового основания поощрения означает установление обстоятельств, в связи с которыми оно применяется. Также термин “основание” (в одном из значений) – причина, достаточный повод, оправдывающие что-нибудь.

Основания применения поощрений несут аксиологический, т.е. оценочный и не конкретизированный характер. Здесь же важно уточнить, что оценочный аспект оснований реализации поощрительных норм не детализирован, что расширяет сферу субъективного усмотрения.

Поэтому каждый критерий нуждается в юридическом анализе.

Актуальный вопрос в разработке проблем эффективности действия поощрительных норм – выявление содержания объективных критериев для оценки заслуженного поведения подчиненных со стороны командиров (начальников), являющихся основанием применения мер поощрений к военнослужащим за совершение поощрительного поступка, предусмотренных в действующем законодательстве.
Так, ДУ ВС РФ установлена обязанность командира (начальника) (выделено мной. – О.З.) осуществлять определенного характера поощрение подчиненных военнослужащих при достижении ими положительного результата, а именно за особые личные заслуги, разумную инициативу, усердие и отличие по службе. Рассмотрим эти основания для поощрения более подробно и соответственно объективные критерии их применения.

1. Особые личные заслуги. Что подразумевается под особыми личными заслугами, в ДУ ВС РФ (ст.ст. 17, 41 и 44) законодатель не определяет. Можно согласиться с мнением С.Н. Бордина, считающего, что указанную неопределенность “невозможно решить без нормативного закрепления понятия заслуги”*(62).

На наш взгляд, критериями (признаками) заслуженного поведения являются следующие: – заслуга сопряжена не с бездействием, а с сознательно-активным действием, с осуществлением позитивных обязанностей военнослужащим; – это добросовестное отношение военнослужащего к своему делу; – заслуга связана с перевыполнением военнослужащим своих обязанностей либо с достижением общепризнанного полезного результата; – заслуга военнослужащего является основанием для применения мер правового поощрения.

Таким образом, заслуга военнослужащего – это добровольный, сознательно-волевой, добросовестный, правомерный поступок, связанный с перевыполнением им своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата, превосходящего по своим масштабам результаты обычных действий, и выступающий основанием для применения поощрения.

2. Разумная инициатива. Инициатива – почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость.

Разумный – логичный, основанный на разуме, целесообразный. Разум – способность человека логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания.

Думается, что применительно к военнослужащим разумная инициатива – это внутреннее побуждение военнослужащего к творческому, самостоятельному, целесообразному, логическому исполнению служебных обязанностей (в том числе не входящих в круг его должностных обязанностей), отличающемуся новизной форм, в целях достижения положительных результатов в служебной деятельности. Смелое и разумное дерзание, предприимчивость, смекалка, стремление найти наилучшие способы выполнения поставленной задачи, способность к проявлению самостоятельности при возникновении сложной обстановки играют большую роль. И следовательно, инициатива (разумная) является также основанием для применения поощрительных норм, обладающих стимулирующим потенциалом, побуждающих военнослужащих к качественному исполнению военно-служебных обязанностей.

3. Усердие по службе. Усердие – большое старание в службе, а также служебное рвение, старательность, прилежание при выполнении своего воинского долга.

4. Отличие по службе – исполнение служебных обязанностей, выделяющее военнослужащего среди других, заслуживающее всеобщего одобрения и награды.

Полагаем, что к этому основанию относятся также: достижение высоких результатов, проявление высоких морально-психологических и боевых качеств при выполнении воинского долга, поставленной задачи на основе высокой выучки, приобретенной в повседневной воинской деятельности и учебе.

Хотелось бы отметить, что определение эффективности поощрительной нормы может быть основано на грамотном выявлении показателей (критериев) особо полезного поведения военнослужащего, характеризующих меру удовлетворения правомерных интересов участников регулируемых отношений.

В связи с тем что поощрение включает в себя оценку совершенного деяния и предусматривает распределение определенных благ, оно требует специальной процессуальной формы для своей реализации.

К сожалению, ныне действующие нормы правового поощрения, указанные в ДУ ВС РФ, не содержат четко сформулированные показатели (основания, критерии) для применения соответствующими командирами (начальниками) мер поощрения, что негативно сказывается на практике в процессе их реализации (явная несоразмерность меры поощрения ее фактическому основанию, отсутствие заслуги у “поощряемого”, применение поощрения в порядке очередности или по личным мотивам, не связанным со службой, за оказание подчиненным личных услуг командиру) и на качественном исполнении военнослужащими своих должностных обязанностей. В каждом конкретном случае субъект власти (командир, начальник) должен найти наиболее целесообразные, соответствующие основания для поощрения, опираясь на объективные критерии их применения, но для этого содержание поощрительных мер должно толковаться точно, по возможности кратко и понятно. В настоящее время такое толкование отсутствует, поэтому у правоприменителя при осуществлении поощрительной деятельности имеются большие возможности для усмотрения. При оценке соразмерности затраченных усилий оцениваемым заслугам для соблюдения принципов справедливости, обоснованности и других принципов необходимо юридическое закрепление тех или иных заслуг (критериев) на основании расширения видов и мер поощрений. При этом, вид поощрения – это закрепленный в ДУ ВС РФ и других нормативных правовых актах объем морально-психологического, материального или статусного воздействия на поведение и отношение к исполнению обязанностей военной службы военнослужащего в связи с его поощрением за заслуженное поведение. Мера поощрения – это граница, предел проявления вида поощрения, т.е. мера является составной частью вида поощрения, показывающей предел заслуги. Например, вид поощрения – награждение деньгами; мера поощрения – денежное вознаграждение установленного размера. Можно согласиться с мнением, что критериями для стимулирования профессионального роста и положительного отношения к выполнению своих служебных обязанностей должны являться: деловые качества, воинское мастерство и личная примерность военнослужащего; высокая военно-профессиональная подготовка военнослужащего, образцовость в выполнении служебных обязанностей, самостоятельное повышение служебного и профессионального мастерства (получение высшего образования или второго высшего профессионального образования), овладение одной (двумя и более) смежными специальностями с подтверждением по ним высокой классной квалификации (2-1-й класс или “мастер военного дела”), достижение положительных результатов с наименьшими затратами сил, времени и средств, отличные оценки подразделения, воинской части, корабля по основным видам боевой подготовки, достижение высоких результатов по итогам периода обучения, учебного года, на учениях (боевых дежурствах, дальних походах, боевом патрулировании), продолжительная, безупречная и эффективная военная служба (как одна из мер по профилактике коррупции. – О.З., а также способность командиров (начальников) поддерживать воинскую дисциплину и правопорядок во вверенном подразделении, умение сочетать требовательность к личному составу с заботой о нем; умение формировать слаженный воинский коллектив и способность подготовить квалифицированных заместителей – потенциальный кадровый резерв; готовность к включению в резерв для назначения на высшую воинскую должность, отличные оценки военнослужащего по командирской подготовке, а также перевыполнение объема поставленных перед военнослужащим задач (работы), достижения в других областях деятельности (научной, спортивной и т.д.) и др.

Весьма продуктивным предложением в вопросе критериев оценки эффективности военной службы (результатов служебной деятельности офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации) является методика, предложенная учеными-правоведами А.И. Тюриным и Н.В. Цыганковой. В основе этой методики лежат следующие критерии:

– процент от общего числа подчиненных, добившихся по всем показателям, подлежащим оценке, отличных и хороших результатов (критерий – требовательность, воинское мастерство, личная примерность. Данный критерий – наиболее сложный для подсчета, так как предполагает необходимость изучить оценочные показатели физической, огневой, строевой, боевой и иной подготовки у каждого подчиненного); – процент от общего числа подчиненных, не имеющих неснятых дисциплинарных взысканий за дисциплинарные проступки (критерий – способность поддерживать воинскую дисциплину во вверенном подразделении); – процент от общего числа подчиненных, не имеющих неснятых дисциплинарных взысканий за дисциплинарные проступки, наложенных вышестоящими командирами (начальниками) (данный критерий ограничивает возможности потенциального кандидата злоупотреблять своими дисциплинарными полномочиями, чтобы повысить свои шансы в конкурсе); – процент от общего числа поданных на офицера жалоб, удовлетворенных вышестоящими командирами (начальниками) (критерий – умение сочетать требовательность к личному составу с заботой о нем); – соотношение количества совершенных подчиненными дисциплинарных проступков в период личного руководства офицером своим подразделением и количества совершенных подчиненными дисциплинарных проступков в период, когда офицера замещало другое лицо (критерий – умение сформировать слаженный воинский коллектив и способность подготовить квалифицированных заместителей – потенциальный кадровый резерв);

– процент от общего количества среди офицеров данной воинской части частоты случаев исполнения обязанностей (временного замещения отсутствующего) вышестоящего командира (начальника) (критерий – готовность к включению в резерв для назначения на высшую воинскую должность).

Как справедливо заметил Н.В. Витрук, развитие и совершенствование правовых понятий означает их обогащение, уточнение и конкретизацию, замену старых понятий новыми, поскольку первые не могут вместить и охватить существенные свойства изменившихся реальных отношений правовой действительности, представляющих область отражения этих понятий, или формирование новых понятий как путем вычленения из уже существующих, так и посредством образования новых.

В связи с вышесказанным законодателю следует систематически выявлять те правовые предписания, которые не в полной мере отвечают изменившимся условиям, отменять устаревшие, вносить изменения и создавать новые правовые поощрения, а также устанавливать объективные критерии для избежания ошибок при их правоприменении.

Зорин О.Л.

Другие новости и статьи

« Война и информационные технологии

Кампания 1915 г. Первой мировой войны: положение воюющих держав и планы сторон »

Запись создана: Понедельник, 17 Сентябрь 2018 в 21:02 и находится в рубриках Новости.

метки: наказание, поощрение, армия, служба

Темы Обозника:

В.В. ГоловинскийВМФПервая мировая войнаР.А. ДорофеевРоссияСССРТранспортШойгуармияархиввойнавооружениевузвыплатыгорючееденежное довольствиеденьгижильезащитаздоровьеимуществоисторияквартирыкоррупциямедицинаминоборонынаукаобеспечениеобмундированиеоборонаобразованиеобучениеоружиеофицерохранапатриотпатриотизмпенсиипенсияподготовкаправопризывпродовольствиерасквартированиереформарусьсердюковслужбасталинстроительствоуправлениеучебафинансыфлотэкономика

Источник: http://www.oboznik.ru/?p=40975

Связали руки военным – новые запреты военнослужащим – Армия России

Как понимать иную творческую деятельность применительно к военнослужащему?

Не так давно отечественное Министерство Обороны решило ужесточить условия службы военных, защищающих Родину на контрактной основе. А именно закрепить подписью свое согласие на новый документ, ограничивающий ряд прав и свобод служивых.

Конфликт интересов забавен тем, что в некоторых позициях имеет спорные моменты с Конституцией Российской Федерации – Верховным Законом страны, положения которого гарантирует высшая власть.

«Перечень запретов и ограничений военнослужащих» имеет около сотни пунктов. Одним из интереснейших является право человека на неприкосновенность жизни, которого можно лишить защитника Отечества в случае получения им сведений представляющих государственную тайну.

Также в документе своеобразно выражена позиция относительно прав граждан на свободу слова. То есть, теперь военнослужащие не будут иметь возможности свободно выражать свою позицию относительно решений и действий начальства.

Гарантированная Конституцией Российской Федерации свобода вероисповедания также берется в рамки новым документом. Финансовое положение отдельных солдат также не оставляет желать лучшего.

Потому как новое распоряжение исключает возможность служащих Министерства Обороны состоять и участвовать в группе акционеров и заниматься манипуляциями с ценными бумагами иностранных компаний.

Опыт введения подобных ограничений для военных в ряде стран дальнего и ближнего зарубежья показ свои негативные последствия.

Большинство военнослужащих не смогли терпеливо отнестись к различным запретам – как-то свободное посещение зарубежья, участие в митингах и демонстрациях, недопустимость попадания в средства массовой информации и прочие аспекты жизни рядового члена общества – и закончили свою карьеру в деле защиты Родины.

В соответствии с положениями федеральных законов от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЭ «О противодействии коррупции», от 15 августа 1996 г.

№ 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г.

№ 5485-1 «О государственной тайне», Положением о порядке прохождения военной службы, Общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, Инструкцией о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту, либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации 27 октября 2010 г. № 1313, Инструкцией об организации выезда из Российской Федерации военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 250, и другими нормативными и правовыми актами, действующими на момент заключения контракта, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, на военнослужащего распространяются ограничения и запреты, за исключением ограничений и запретов, препятствующих исполнению военнослужащим обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или обеспечению безопасности Российской Федерации.

Ограничены:

  • права на выезд из Российской Федерации на срок до 5 лет со дня последнего ознакомления со сведениями особой важности и совершенно секретными сведениями, с возможным продлением данного срока в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • права на использование открытий и изобретений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну; права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления (переоформления) допуска к государственной тайне.

Запрещается:

  • участвовать в забастовках, а равно иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы;
  • отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии;
  • разглашать государственную, а так же другую информацию ограниченного доступа;
  • обсуждать и критиковать приказы командира, реализуя свое право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации;
  • заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
  • заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение;
  • использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части (организации, учреждения), в которой военнослужащий проходит службу, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату, в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы; получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с Общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды иностранных государств, международных и иностранных организаций;
  • использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных объединений, а также для пропаганды отношения к ним;
  • входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
  • участвовать на штатной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных Федеральным законом;
  • замещать должность гражданской службы в случае:
    1. избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;
    2. избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
    3. избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
  • приобретать в случаях, установленных Федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход; быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими Федеральными законами;
  • выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между Федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;
  • использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
  • разглашать или использовать в целях, не связанных с военной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
  • допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
  • принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
  • использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
  • использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
  • создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
  • прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
  • входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
  • заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
  • применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни военнослужащего или других граждан, если иными способами и средствами отразить такое нападение или сопротивление невозможно;
  • отдавать приказы (приказания), не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации;
  • привлекать военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы, в соответствии со статьей 326 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • хранить в расположении воинской части в месте своего размещения агитационные, политические и пацифистские материалы, спиртные напитки, наркотические средства и психотропные вещества, а также токсичные, горючие и взрывчатые вещества, осуществлять сбор подписей под какими-либо обращениями, организовывать азартные игры и участвовать в них; применять к военнослужащему несколько дисциплинарных взысканий за один и тот же дисциплинарный проступок или соединять одно взыскание с другим, или применять взыскание ко всему личному составу подразделения вместо наказания непосредственных виновников;
  • объявлять дисциплинарные взыскания командирам (начальникам) в присутствии их подчиненных;
  • подавать обращение (предложение, заявление или жалобу) во время несения боевого дежурства (боевой службы), при нахождении в строю (за исключением обращений, предложений, заявлений или жалоб, подаваемых на опросе военнослужащих), в карауле, на вахте, а также в другом наряде и на занятиях;
  • препятствовать подаче обращения (предложения, заявления или жалобы) военнослужащим и подвергать его за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе;
  • пересылать обращение (предложение, заявление или жалобу) на рассмотрение тех органов или должностных лиц, действия которых обжалуются.

В случае нарушения данных ограничений и запретов в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения военнослужащий может быть привлечен к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с нарушением запретов, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Источник: http://RussianArmya.ru/svyazali-ruki-voennym.html

Юр-Центр Варуна