Как передать на баланс другой организации бесхозную вещь?

Бесхозяйные вещи

Как передать на баланс другой организации бесхозную вещь?

Сайт журнала «Учет в учреждении»Электронный журнал «Учет в учреждении»

* Апелляционное определение Вологодского областного суда от 30 мая 2012 г. № 33-1986/2012.

Что означает термин «бесхозяйные вещи»

Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной можно признать вещь, если:

  • она не имеет собственника;
  • ее владелец неизвестен;
  • от права собственности на данный предмет хозяин отказался (если иное не предусмотрено законом).

Право собственности на бесхозяйные вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйная недвижимая вещь должна быть поставлена на учет в регистрирующем органе, на территории которого она находится. Для этого орган местного самоуправления должен подать соответствующее заявление.

На основании пункта 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. №580 (далее – Положение), принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют:

  • Федеральная регистрационная служба – в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа;
  • территориальные органы Федеральной регистрационной службы – в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа.

Выявленные объекты принимаются на учет на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект не имеет собственника (его владелец неизвестен или отказался от права собственности).

То есть отсутствие собственника следует доказать документально.

Доказываем отсутствие собственника

При подтверждении факта отсутствия собственника можно воспользоваться:

  • документами, выданными органами учета государственного и муниципального имущества, о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества;
  • заявлением об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества, представленным собственником (участниками общей собственности) в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта;
  • документами, содержащими описание объекта недвижимого имущества, в том числе его план, удостоверенные соответствующей организацией (органом).

Прилагаемые к заявлению документы представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.

При постановке на учет объектов об этом вносятся соответствующие записи в Единый государственный реестр прав. Данная процедура предусмотрена Положением и детализирована соответствующими нормативными документами регионального (муниципального) уровня.

Например, Совет депутатов Люберецкого муниципального района Московской области установил, что основанием для включения бесхозяйного объекта недвижимого имущества в Реестр является соответствующее постановление администрации Люберецкого муниципального района. Это закреплено пунктом 4.2 Положения о порядке оформления бесхозяйного имущества в муниципальную собственность, утвержденного решением Совета депутатов Люберецкого муниципального района Московской области от 15 мая 2012 г. №159/26.

Установленные сроки

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется в срок, не превышающий месяца со дня представления органом местного самоуправления заявления и иных необходимых документов.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права собственности на эту вещь.

На основании статьи 255 Гражданского кодекса РФ бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Арбитражная практика

В качестве примера обнаружения бесхозяйной недвижимости приведем подробности судебного разбирательства.

Жильцы дома не могли добиться ремонта трубопровода горячего и холодного водоснабжения и отопления, потому что по документам коммуникации никому не принадлежали.

Трубопроводы указанного дома были вмонтированы в водопроводные и тепловые сети районной больницы, но на балансе больницы не состояли.

Право муниципальной собственности района либо сельского поселения на этот участок водопроводных и тепловых сетей, проложенных от здания больницы до стены жилого дома, в установленном порядке не зарегистрировано.

Соответственно у больницы или администрации сельского поселения не было обязанности ремонтировать трубопровод.

Принятое решение содержится в апелляционном определении Вологодского областного суда от 30 мая 2012 г. № 33-1986/2012. Сначала судьи установили, что участок водопровода и тепловых сетей является бесхозяйным.

Поэтому администрацию сельского поселения обязали обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества.

Так как до момента госрегистрации права муниципальной собственности муниципальное образование не вправе владеть, пользоваться и распоряжаться бесхозяйной недвижимостью, то отремонтировать трубопровод на данный момент нельзя.

Однако по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет (а именно в июне 2013 года) ответчик может сразу обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь и за летне-осенний период 2013 года по вступлении указанного решения в законную силу произвести ремонтные работы.

Отражение объекта в учете

Из вышеизложенного следует, что бухгалтерский учет выявленного бесхозяйного объекта следует вести в два этапа.

«Временный» учет

В период с момента передачи бесхозяйного недвижимого имущества органу, осуществляющему полномочия собственника, и до решения суда о признании права собственности объект должен учитываться с использованием забалансового счета 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». Основание – пункт 335 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. №157н.

В Инструкции №157н не решен вопрос об оценке бесхозяйного имущества, а дано лишь общее понятие.

А именно: материальные ценности, полученные (принятые) учреждением, учитываются на забалансовом счете на основании первичного документа, подтверждающего их получение (принятие на хранение).

При этом предполагается, что стоимость указывается в документе передающей стороны (предусмотрена договором), а в случае одностороннего оформления акта учреждением в условной оценке: один объект, один рубль.

Этот принцип вряд ли применим к бесхозяйному недвижимому имуществу. В данном случае вернее использовать положения пункта 31 Инструкции № 157н, согласно которому имущество должно быть учтено по текущей рыночной стоимости.

Определение текущей рыночной стоимости дано в пункте 25 Инструкции № 157н. Это сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету.

Суд признал право собственности

С момента признания права собственности такие объекты учитываются как имущество казны соответствующего муниципального образования. Например, подпунктом 5 пункта 1 статьи 6 Закона г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53 определено следующее.

В имущественную казну включаются объекты, признанные в установленном порядке бесхозяйными и поступившие в этой связи в собственность города Москвы, а также приобретенные городом в порядке признания права собственности, в том числе по судебному решению.

Для учета операций с объектами имущества казны Инструкцией №157н предусмотрен счет 108 00 «Нефинансовые активы имущества казны». Все объекты, включенные в данную группу, отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества.

Пунктом 38 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. №162н, определены записи по поступлению имущества казны.

При этом принятие к учету имущества будет отражено по дебету счета 1 108 51310 «Увеличение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну» в корреспонденции со счетом 1 401 10 180 «Прочие доходы».

Муниципальное образование выявило бесхозяйное здание текущей рыночной стоимостью 10 650 000 руб. (о чем свидетельствует акт оценки). По истечении года со дня постановки объекта на учет суд принял решение о признании права собственности на него, и после этого здание было учтено как имущество казны.

Бухгалтер должен отразить это следующими записями:

операцииДебетКредитСумма, руб.
Передано бесхозяйное имущество (постановка на забалансовый учет с момента регистрации) 02 «Материальные ценности, принятые на хранение»  – 10 650 000
Актив выбыл с забалансового учета (при признании права собственности)  – 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» 10 650 000
Принято к учету недвижимое имущество (после решения суда) 1 108 51 310 «Увеличение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну» 1 401 10 180 «Прочие доходы» 10 650 000

Учет операций по поступлению имущества (нефинансовых активов), составляющего государственную (муниципальную) казну, ведется в соответствии с содержанием хозяйственной операции: в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов, в журнале по прочим операциям (п. 146 Инструкции №157н).

Учет выявленных бесхозяйных объектов ведут в два этапа, которые разделены моментом вступления в силу решения суда о признании права собственности.

Источник: //www.glavbukh.ru/art/55686-prinyatie-k-uchetu-beshozyaynoy-nedvijimosti

Приложение. Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей | ГАРАНТ

Как передать на баланс другой организации бесхозную вещь?

Приложение
к приказу Министерстваэкономического развития РФ

от 10 декабря 2015 г. N 931

Порядок
принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей

1. Настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”* (далее – Закон) устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

2. Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее – федеральный орган, орган регистрации прав);

территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее – орган регистрации прав).

На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее – орган регистрации прав).

3. На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее – объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

4. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;

проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

5. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее – заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку):

органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;

исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

6. Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации**.

7. При нахождении объекта недвижимого имущества на территории более одного муниципального образования заявление подается любым органом местного самоуправления с указанием в этом случае наименования другого муниципального образования, на территории которого также находится объект недвижимого имущества.

8. Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав.

9. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.

Наличие в Едином государственном реестре недвижимости записей об ограничениях (обременениях) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации) не является препятствием для принятия на учет объекта недвижимого имущества, при условии, что информация о таких ограничениях (обременениях) прав известна заявителю.

10.

После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него орган регистрации прав направляет заявителю и отказавшемуся (отказавшимся) от права собственности лицу (лицам) уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, от права собственности на который собственник отказался (приложение N 2 к настоящему Порядку), в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

11.

После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (приложение N 3 к настоящему Порядку) в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

12. Заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, если:

из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным;

в представленных документах отсутствует заявление собственника (всех участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества;

из представленных документов не следует, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества;

Единый государственный реестр недвижимости содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации), а из представленных документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременений) права известна заявителю;

в течение установленного пунктом 8 настоящего Порядка срока в орган регистрации прав поступят документы об аресте или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение;

собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о том, что им не совершались действия, направленные на отказ от права собственности.

13. Объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае:

государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом;

принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение.

14. Запись о снятии объекта недвижимого имущества с учета вносится в Единый государственный реестр недвижимости одновременно с записью о государственной регистрации права собственности.

15.

Независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного собственник этого имущества, от прав на которое он ранее отказался, но право собственности которого не прекращено на законных основаниях, может обратиться в орган регистрации прав с заявлением о принятии вновь этого имущества во владение, пользование и распоряжение (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации***). Указанное заявление рассматривается в сроки, установленные пунктом 8 настоящего Порядка. В этом случае объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о снятии его с учета.

16.

После государственной регистрации права собственности (за исключением права муниципальной (государственной) собственности) на объект недвижимого имущества орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней с даты внесения записи о снятии данного объекта с учета в качестве бесхозяйного обязан направить в соответствующий орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) уведомление о снятии объекта недвижимого имущества с учета с указанием оснований снятия объекта недвижимого имущества с учета в качестве бесхозяйного по адресу электронной почты, указанному в заявлении.

17.

В случае проведения государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности на объект недвижимого имущества орган регистрации прав обязан направить собственнику, отказавшемуся от права собственности на данный объект, уведомление о снятии объекта недвижимого имущества с учета в качестве бесхозяйного и государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности на него (с указанием реквизитов вступившего в силу решения суда, на основании которого было зарегистрировано право собственности, а также даты и номера государственной регистрации права собственности) в порядке и способами, установленными в соответствии с частью 5 статьи 56 Закона.

_____________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344.

** В соответствии с частью 16 статьи 32 Закона.

*** Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2008, N 30, ст. 3597; 2009, N 7, ст. 775.

Источник: //base.garant.ru/71385080/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Как суды разрешают споры о бесхозяйном имуществе с участием муниципалитетов

Как передать на баланс другой организации бесхозную вещь?

Проблемы с бесхозяйным имуществом обычно возникают из-за того, что местные власти не налаживают работу с ним: не ставят объекты на учет и не занимаются их содержанием. Во многом это объясняется тем, что не все обязанности органов местного самоуправления в отношении бесхозяйных объектов прямо указаны в законах.

Чиновники рассуждают так: пока имущество не муниципальное, мы за него не отвечаем. Может возникнуть и обратная ситуация: муниципалитет пытается получить в собственность имущество, у которого уже есть владелец. Дело заканчивается судом, который местные власти проигрывают.

Эта статья поможет вам не тратить время на бесполезные споры о бесхозяйном имуществе и минимизировать возможные убытки.

Когда имущество нельзя признать бесхозяйным

Отсутствие государственной регистрации права собственности еще не означает, что недвижимость можно признать бесхозяйной

Вещь считается бесхозяйной, если:

  • она не имеет собственника;
  • ее собственник неизвестен;
  • собственник отказался от прав на нее.

Это установлено пунктом 1 статьи 225 ГК.

Бесхозяйная вещь может быть возвращена во владение прежнего собственника либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

С требованием о признании права собственности на имущество в силу приобретательной давности владелец вправе обратиться в суд независимо от того, признано имущество бесхозяйным или муниципальным в суде (п.

19 постановления Пленума Верховного cуда № 10, Пленума ВАС № 22 от 29.04.2010).

Если владелец не зарегистрировал свое право собственности на недвижимость, это еще не основание признать ее бесхозяйной (постановление Президиума ВАС от 02.07.2013 № 1150/13 по делу № А76-24747/2011).

Имущество, которым фактически владеет лицо, исполняющее полномочия собственника, также нельзя признать бесхозяйным.

ПРИМЕР 1. Компания обратилась в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на здание, которое использовала.

Чуть позже муниципалитет обратился с заявлением о постановке этого здания на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества. Управление Росреестра поставило здание на учет в качестве бесхозяйной вещи.

Компания посчитала действия управления незаконными, обжаловала их в суде и потребовала признать за собой право собственности на спорный объект.

Суд согласился с компанией. Поскольку она претендует на здание, которым открыто и непрерывно владеет с 2002 года, это имущество нельзя признать бесхозяйным. То, что компания пока не зарегистрировала право собственности, значения не имеет (постановление Президиума ВАС от 02.07.2013 № 1150/13 по делу № А76-24747/2011).

Что будет, если не поставить бесхозяйное имущество на учет

Рекомендация: Готовые образцы документов для работы с бесхозяйным имуществом прикреплены ниже

Бесхозяйное недвижимое имущество подлежит учету в Росреестре. Порядок учета бесхозяйных недвижимых вещей установлен приказом Минэкономразвития от 10.12.2015 № 931. Подать заявление о постановке бесхозяйного имущества на учет должен орган местного самоуправления.

Когда Росреестр получит заявление, он обязан в течение 15 рабочих дней принять решение по объекту: поставить его на учет или отказать муниципалитету. Если в ЕГРН нет сведений об объекте недвижимости, Росреестр примет его на учет в качестве бесхозяйного имущества и одновременно поставит на кадастровый учет.

Через год после принятия бесхозяйной недвижимости на учет муниципалитет может обратиться в суд с иском о признании права муниципальной собственности на нее (п. 3 ст. 225 ГК).

Если орган местного самоуправления своевременно не поставит имущество на учет в качестве бесхозяйного, эту обязанность на муниципалитет могут возложить принудительно.

ПРИМЕР 2. Прокурор обратился в суд и потребовал признать незаконным бездействие администрации сельского поселения. Орган местного самоуправления должен был поставить на учет бесхозяйную скважину и принять меры по профилактике чрезвычайных ситуаций, связанных с нахождением скважины на территории муниципального образования, но не сделал этого.

Суд удовлетворил заявленные требования прокурора. Подать заявление о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного может только орган местного самоуправления (ст. 225 ГК).

Отсутствие права собственности на гидротехнические сооружения не освобождает орган местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Суд возложил на муниципалитет обязанность обратиться в Росреестр с заявлением о постановке спорной скважины на учет в качестве бесхозяйного имущества и принять меры по содержанию бесхозяйного имущества в безопасном состоянии (решение Новгородского районного суда от 07.06.2012 по делу № 2–1239/2012).

Кто отвечает за содержание бесхозяйного имущества

Если нет доказательств принадлежности сетей каким-либо лицам, ответственность за их содержание несет муниципалитет

По общему правилу ответственность за содержание имущества несет его собственник (ст. 210 ГК). Закон напрямую не предусматривает обязанность муниципального образования содержать бесхозяйное имущество или имущество, которое еще не признали бесхозяйным. Однако такая обязанность муниципалитета вытекает из общих положений гражданского законодательства, в том числе статьи 225 ГК.

ПРИМЕР 3. Управляющая компания обратилась в суд, чтобы взыскать с муниципалитета расходы на ремонт бесхозяйных сетей. Чиновники с заявленными требованиями не согласились. Спорные сети не поставлены на учет в качестве бесхозяйных, поэтому муниципалитет не обязан финансировать их содержание.

Суд принял доводы управляющей компании и взыскал с органа местного самоуправления стоимость ремонта сетей.

В отсутствие доказательств принадлежности сетей каким-либо лицам ответственность за их содержание несет муниципалитет.

При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что орган местного самоуправления не подал заявление о признании сетей бесхозяйным имуществом (постановление ФАС Уральского округа от 15.10.2012 № А50-22909/2011).

Орган местной власти обязан не только компенсировать расходы на ремонт бесхозяйного имущества, но и возместить стоимость ресурсов, которые потребляют эти объекты.

ПРИМЕР 4. Энергоснабжающая организация выявила потребление электроэнергии скважинами, расположенными на территории сельского по- селения. Она потребовала, чтобы орган местной власти погасил задолженность по оплате электроэнергии. Но администрация поселения возразила: водоколонки скважин бесхозяйные и не входят в состав муниципального имущества.

Суд указал, что ответчик обязан своевременно выявлять бесхозяйное имущество и принимать меры по оформлению государственной регистрации прав на него.

Обязанность по содержанию бесхозяйных объектов, в том числе по оплате потребляемых ими энергетических ресурсов, также возлагается на муниципалитет (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 № 03АП-4149/2012, А69-1089/2012).

Кто возместит убытки, причиненные бесхозяйным имуществом

Вред личности или имуществу должен полностью возместить тот, кто его причинил (ст. 1064 ГК). Если вред возник из-за ненадлежащего содержания имущества, его должен возместить владелец имущества.

Собственники обязаны содержать имущество в исправном и безопасном состоянии (ст. 210 ГК). Аналогичная обязанность для муниципалитетов в отношении бесхозяйных объектов в ГК напрямую не прописана.

Однако она вытекает из статуса органа местной власти как единственного лица, имеющего право ставить объект на учет в качестве бесхозяйного, и возможности оформить на него право муниципальной собственности.

Поэтому ответственность за вред, причиненный третьим лицам в результате ненадлежащего содержания бесхозяйного имущества, может быть возложена на органы местного самоуправления. Находятся эти объекты во владении муниципалитета или нет, значения не имеет.

Если вы сдали землю в аренду, не пытайтесь возложить ответственность за бесхозяйное имущество на этом участке на арендатора. Он отвечает перед арендодателем только за содержание арендованного имущества. Ответственность перед третьими лицами за содержание бесхозяйного имущества несет муниципалитет.

ПРИМЕР 5. В результате пожара был уничтожен жилой дом. Возгорание произошло в результате перехода пламени с бесхозяйных деревянных строений (сараев). Владелец дома потребовал, чтобы ущерб возместила администрация муниципального образования. Истец утверждал, что муниципалитет не исполнил свою обязанность по содержанию подведомственной территории и бесхозяйного имущества.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске, так как участок был передан в аренду частной компании.

По договору она должна была благоустроить территорию и не допускать ухудшения качественных характеристик арендуемого земельного участка и экологической обстановки местности.

Поэтому суд апелляционной инстанции сделал вывод, что за соблюдение требований пожарной безопасности отвечает арендатор.

Верховный суд с позицией нижестоящих судов не согласился. Высший су- дебный орган указал, что в силу статьи 308 ГК обязательство не создает каких-либо прав и обязанностей для лиц, не участвующих в этом обязательстве.

Поэтому за находящееся на переданном в аренду участке бесхозяйное имущество перед третьими лицами должен отвечать собственник земли, то есть муниципалитет. Он же отвечает и за надлежащее содер- жание участка (определение ВС от 20.11.

2018 № 5-КГ18-227).

Выводы и рекомендации

Поддерживайте в безопасном состоянии бесхозяйное имущество, даже если оно находится на земле, которую вы сдали в аренду

1. Бесхозяйное имущество подлежит постановке на учет в Росреестре. Подайте туда соответствующее заявление. Если вы не поставите имущество на учет добровольно, эта обязанность может быть возложена на муниципалитет в судебном порядке.

2. Орган местного самоуправления должен поддерживать бесхозяйное имущество в надлежащем состоянии. Ремонт оплачивайте из средств местного бюджета. Исполняйте эту обязанность независимо от того, подавали ли вы заявление о постановке бесхозяйного имущества на учет. Судьи заставляют муниципальных чиновников заниматься содержанием имущества, если те не делают этого в добровольном порядке.

3. Поддерживайте бесхозяйное имущество в безопасном состоянии. Это касается и тех случаев, когда объекты перешли в фактическое владение третьего лица (например, арендатора). Если в результате ненадлежащего содержания бесхозяйного имущества причинен вред третьим лицам, его должен возместить муниципалитет за счет средств местного бюджета.

Источник: //cmokhv.ru/materials/mat20190223/

Как принять на баланс бесхозное имущество – Юридические советы

Как передать на баланс другой организации бесхозную вещь?

Подать документы в государственную регистрационную организацию, а в последствии и в суд, может любой гражданин, или муниципальный орган, обнаруживший бесхозяйный объект и желающий оформить право собственности на него. Следует учитывать, что под таким объектом можно понимать любое имущество – какие – либо ценные вещи, здания.

Что это такое

Бесхозяйное имущество – это те вещи или недвижимость, которые изначально не были оформлены ни одного гражданина, либо же сведения о владельцах утеряны по разным причинам.

В большинстве случаев обладателя каких – либо объектов установить не удается, тогда любой гражданин, желающий получить право собственности, может обратиться в судебный орган с заявлением и оформить необходимые документы.

Статус бесхозяйного может быть присвоен имуществу после обращения с заявлением представителей госорганов и предприятий. Заявление подается в суд по месту жительства или нахождения нового владельца.

Бесхозяйными признаются те вещи, общая стоимость которой достаточно высока и превышает пять минимальных размеров оплаты труда. При этом предметы не должны относиться к отходам, таким, как металлолом, сплавы металлов, продукция, выброшенная с производств по причине наличия брака.

Основные признаки бесхозяйной вещи и имущества:

  • собственник отсутствует или не может быть установлен;
  • вещь брошена ее собственником, имя которого известно;
  • был написан отказ от использования вещи.

Стать владельцем найденных животных, клада и других вещей, представляющих хоть какую – то ценность могут те граждане, которые вступили во владение фактически, т.е.

подали  документы в суд и получили соответствующее разрешение.

Больше всего сложностей возникает с оформлением права собственности на бесхозяйные нежилые постройки – многоэтажные и малоэтажные здания, в том числе и недостроенные.

Порядок признания имущества бесхозяйным

Первый шаг, который должен предпринять гражданин, желающий получить право собственности на ничейную вещь – составить заявление, которое будет определено, прежде всего, признаками бесхозяйного имущества.  

Оформить право собственности могут:

  1. Представители юр. лица — предприятия, заводы, финансовые и другие организации.
  2. Физические лица.
  3. Государственные организации.
  4. Административные управления городов и поселков.

Также гражданин или юридическое лицо, желающее получить право собственности, должно позаботиться о том, чтобы предъявить в суде доказательства того, что вещь действительно является бесхозяйной.

Для этого могут быть использованы следующие документы:

  • справка, полученная в органах Росреестра, подтверждающая, что имущество не зарегистрировано, а следовательно, не имеет владельца;
  • документ, полученный от регистрационной организации еще до того момента, как был принят закон о государственной регистрации права собственности.

Вместе с пакетом бумаг гражданин должен посетить отделение Юстиции,  расположенное по месту нахождения имущества. Также должна быть получена расписка от административного управления города  или поселка, подтверждающая, что определенные документы были получены для рассмотрения.

В расписке необходимо указать:

  1. Дата получения документов от заинтересованного лица.
  2. Количество экземпляров для каждого документа.
  3. Имя и фамилия сотрудника организации, принявшего заявление и справки.

Следующий этап – прохождение юридической экспертизы, в ходе которой проверяются все документы, а также подается запрос в государственные организации для определения возможного собственника имущества, которое планируется признать бесхозяйным.

Процесс, по окончании которого объект принадлежит гражданину, подавшему заявление, может быть приостановлен, если в суд обратится лицо, в действительности являющееся владельцем здания. По решению суда имущество переходит в собственность гражданину.  

Также основанием для прекращения переоформления права собственности является обнаружение факта наложения обременения на недвижимый объект.

Последний этап в оформлении – регистрация права собственности в Росреестре.  Российским законодательством предусматривается срок выжидания – один год. Это время дается на то, чтобы лицо, являющееся собственником, могло заявить о своих правах.

Что входит в отчет об оценке имущества, узнайте тут.

Передать объект недвижимости в собственность муниципалитета возможно только обратившись в суд. Однако перед этим муниципалитет должен провести ряд мероприятий, в том числе и по выявлению бесхозяйных объектов.

В большинстве городов и поселков недвижимость признается бесхозяйной после издания муниципального правового акта. В каждом муниципалитете существует своя схема по нахождению объектов и их оформлению в собственность, поскольку законом четкий порядок для данной процедуры не устанавливается.

Исходя из практики, можно выделить несколько способов выявления бесхозяйного имущества органами муниципалитета:

  • обнаружение объектов в результате проведения ремонтных работ на городских и сельских участках и проведения инвентаризации;
  • подача заявлений гражданами и предприятиями для получения права собственности на недвижимое имущество;
  • проверка правильности и целесообразности использования объектов, расположенных в черте города или поселка.

Все объекты, не имеющие хозяина, выявленные в ходе проверок и инвентаризаций в обязательном порядке подлежат учету. Муниципалитет, как и физические лица, подает исковое заявление, на основании которого возможно признание объекта бесхозяйным.

Также необходимо подготовить доказательства того, что:

  1. У недвижимого имущества отсутствует собственник или установить его личность, а также местонахождения не представляется возможным.
  2. Вещь была поставлена на государственный учет.
  3. Собственником были совершены какие – либо действия, результатом которых стало приобретение имуществом статуса «бесхозяйное», например, гражданин отказался от своих прав на объект.

После проверки всех документов суд выносит решение, в резолютивной части которого обязательно должны присутствовать следующие данные:

  • наименование недвижимого объекта;
  • его месторасположение;
  • какие – либо отличительные параметры и признаки.

Передача объекта осуществляется на основании судебного решения в Росреестре.

Если недвижимый объект расположен на территории не одного, а двух муниципальных образований, право собственности будет оформлено на тот муниципалитет, которым было подано заявление.

При этом в документе должна быть сделана отметка о втором муниципалитете,  а в частности, о месте расположения объекта.

Как приобрести право собственности

Прежде всего, перед тем, как подавать заявление на переоформление права собственности, гражданин должен убедиться в  том, что у объекта недвижимости в действительности нет владельца, либо был совершен отказ от права собственности.

Собираясь оформить объект недвижимости на себя, гражданин должен помнить о том, что земельный участок не может быть ничейным, у него всегда есть собственник, а следовательно, бесхозяйным может быть признан только тот объект, который был возведен на этом участке.

Недвижимость может не иметь хозяина, при этом право собственности ранее регистрировалось в ЕГРН. Перерегистрация в таком случае осуществляется по решению суда.

Чтобы стать собственником объекта, необходимо предпринять следующие действия:

  1. Поставить объект недвижимости на учет вне зависимости от того, проживает ли кто – то из граждан в здании или нет.
  2. На втором этапе необходимо подать заявление по установленной форме.
  3. Подача иска на рассмотрение в суд, вынесение судебного решения, на основании которого заявитель сможет пользоваться имуществом и владеть им.
  4. Оформление документов и регистрация в Росреестре.

Лицо, получившие разрешение на пользование и владение брошенными объектами недвижимости будет считаться субъектом приобретения права собственности.

Если за время ожидания после подачи заявления о намерении оформить право собственности заявляют и другие граждане, а также муниципалитет, гражданин, подавший прошение первым, может подать исковое заявление на основании того, что: объект уже был ранее признан бесхозным, вещь обнаружена конкретным гражданином, который является претендентом на пользование и владение имуществом.

Подавать заявление в суд можно только после того, как пройдена процедура досудебного урегулирования.

В частности, лицо, желающее получить право собственности на недвижимый объект, обязано подать соответствующие документы в государственную организацию, и выждать полгода, в течение которых может объявиться тот, кто в действительности является собственником. Если этого не происходит, суд принимает исковое заявление и начинается процесс его рассмотрения.

Признание права собственности на строение, у которого нет владельцев – сложная и длительная юридическая процедура, через которую должен пройти каждый гражданин или предприятие, а также муниципалитет, желающий оформить объект в свое владение. Важнейшим этапом является подготовка доказательной базы ,которая должна быть представлена в суде.

Как происходит раздел имущества при разводе, узнайте здесь.

С видами права собственности ознакомьтесь тут.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: //kvartirkapro.ru/beshozjajnoe-imushhestvo/

Бесхозное имущество

Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа Навашинский Нижегородской области сообщает, что на территории городского округа расположены следующие бесхозяйные объекты коммунальной инфраструктуры:

1)  Газопровод низкого давления (бесхозяйный), г.Навашино пл.Ленина д. 1, протяженностью 6,9 м.;

Источник: //lawsymphony.com/kak-prinyat-na-balans-beshoznoe-imuschestvo/

Юр-Центр Варуна