Как определить виновника в ДТП?

Как установить виновность в ДТП

Как определить виновника в ДТП?

Под ДТП (дорожно-транспортным происшествием) понимается авария на дороге, в результате которого причинён материальный ущерб, вред здоровью или смерть людей. В каждом случае дорожного происшествия важно правильно определить виновника ДТП, так как от этого во многом зависит порядок возмещения компенсации причинённого материального и морального ущерба.

Так как в большинстве случаев причиной аварии является совпадение многих факторов, то на практике не всегда удаётся сразу правильно определить истинного виновника.

Бывают случаи, когда виновников аварии нет или, наоборот,их несколько.

В основном виновником признаётся то лицо, которое совершило нарушение Правил, и в отношении него оформляется протокол об административном правонарушении ГИБДД.

Следует помнить, что установить виновностьи вынести приговор в отношении виновника имеет право только суд. Протокол ДТП не устанавливает виновность, а только фиксирует и описывает его схему, причины, условия и последствия с точки зрения сотрудника ГИБДД.

На основе этого документа с учётом показаний свидетелей и объективных материалов суд выносит своё решение и устанавливает истинного виновника.

Протокол о правонарушении, составленный инспектором ГИБДД можно обжаловать установленным порядком, если водитель не согласен с его выводами.

Порядок установления виновника ДТП

data-full-width-responsive=”true”>

Обычная схема действий правоохранительных органов, направленная на то чтобы расследовать ДТП, представляет собой следующую последовательность:

  1. При поступлении материалов в отделение ГИБДД специальная группа разбора проводит следственные действия и определяет нарушителя. При этом: в отношении нарушителя выносится постановление с наложением штрафа на основании соответствующей статьи КоАП. Если есть погибшие, то дело направляется в суд для привлечения нарушителя к более строгой ответственности. Подробнее об этом читайте здесь;
  2. Если в результате расследования выясняется, что нарушения правил со стороны участников происшествия не было или имеются другие факторы, перечисленные в ст. 24.5 КоАП, то дело прекращается без привлечения лиц к ответственности с выдачей всем участникам справки о том, что в ДТП нет виновников. Всем участникам происшествия выдаются справки о ДТП без определения виновности, в них указывается только нарушитель.
  3. Если участник происшествия не согласен с полученным постановлением, то он вправе обжаловать его в суде для того, чтобы установить виновность в ДТП или выявить виновника. Для этого к исковому заявлению нужно приложить постановление ГИБДД, пакет документов, подтверждающих размер причинённого ущерба и обосновывающих невиновность истца или виновность его оппонента, фотографии и другие материалы объективного свидетельства.
  4. Далее происходит судебное разбирательство по исковому заявлению. При этом суд затребует дело о ДТП из ГИБДД. При необходимости в интересах дела суд назначает трасологическую или судмедэкспертизу, производит допрос очевидцев происшествия, исследует представленные фото и видеоматериалы. На основании результатов проведённого разбирательства суд вынесет окончательное решение, и решение суда может не совпасть с решением группы разбора в ГИБДД.
  5. Решение суда является веским основанием для обращения в страховую фирму для получения денежной компенсации за причинённый ущерб. Если суд определил обоюдную вину сторон в аварии, то каждая из них вправе получить частичную компенсацию за понесённый ущерб.

Установление виновности в суде

Если кто-то из участников ДТП не согласен с определением виновности, или виновник в ГИБДД не установлен, то нужно обратиться в суд для проведения гражданского процесса. Для начала нужно собрать необходимый пакет документов и предоставить документы в канцелярию суда. Количество документов может разниться в зависимости от обстоятельств аварии, но примерный список выглядит так:

  1. Исковое заявление.
  2. Квитанция об уплате госпошлины.
  3. Приложить к заявлению расчет суммы ущерба, по мнению истца
  4. Необходимо получить для судебного заседания документы из ГИБДД, обосновывающие требования истца.
  5. Если в суде у истца будет представитель, то необходимы подтверждающие документы.

Важно в качестве одного из ответчиков привлечь страховую компанию. В противном случае, даже если истец выиграет суд, то по исполнительному листу получить деньги с виновника, если это физическое лицо, может быть затруднительно, по причине, например, отсутствия у него работы.

После предъявления в канцелярию суда всех необходимых документов назначается дата проведения предварительного судебного заседания.

Что делать, если виновность в ДТП не установлена?

Если суд не установил виновность в ДТП, то согласно п. 22 ст. 12 ФЗ об ОСАГО:

застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда и страховые организации производят страховые выплаты в равных долях от размера понесенного каждым ущерба. Страховые компании участников ДТП обязаны выплатить каждому из участников страховку в размере 50% от суммы причиненного ущерба.

Это значит, что если у первого водителя автомобиль пострадал на сумму в 100.000 рублей, то страховая компания обязана возместить ему 50.000 рублей. Соответственно, если второму водителю нанесен ущерб, к примеру, в 50.000 рублей, то страховая выплата будет составлять 25.000 рублей.

: Суд признал водителя ВАЗ-2107 виновным в ДТП

Чтобы минимизировать для себя последствия происшествия и доказать свою невиновность, нужно обязательно выполнить следующие действия:

  1. Ни в коем случае не покидать место происшествия до приезда сотрудников ГИБДД, так как это расценивается, как попытка уйти от ответственности и признание своей вины. При этом теряется возможность собрать вещественные и объективные доказательства в свою пользу, подтверждающие невиновность водителя. Законом позволяется покидать место совершения аварии только для оказания неотложной помощи пострадавшим, и то при условии скорейшего обратного возвращения на место аварии. Оптимальным выходом является доставка пострадавших на попутных машинах, не участвовавших в происшествии.
  2. До прибытия полиции нужно записать контактные данные 3-4 очевидцев происшествия, заручившись их согласием на дачу свидетельских показаний при необходимости. Эти данные должны быть указаны впоследствии в протоколе в разделе «Объяснение». Обычно редко кто из свидетелей будет дожидаться прибытия полицейских, и давать показания на месте события.
  3. По прибытии инспектора ГИБДД дать показания по поводу происшествия, объяснив свою точку зрения, ознакомиться со схемой ДТП и содержанием протокола. При наличии возражений нужно обоснованно изложить их в разделе особого мнения участника аварии в протоколе. Записать о наличии видео и фотоматериалов и указать данные о свидетелях происшествия.
  4.  До приезда полиции сделать фото или видеосъёмку места происшествия с разных позиций так, что по кадрам можно было определить:
  •  дату, место и время события;
  •  автомобили участников ДТП с чётко видимыми регистрационными номерами;
  •  длину тормозного пути;
  •  виды и размеры повреждений машин;
  •  осколки и оставшиеся на дороге фрагменты автомобилей;
  •  дорожную обстановку и метеоусловия.

Важно сохранить у себя дубликаты фотоснимков на случай утери или намеренного сокрытия предъявленных материалов.

Для этого следует:

  1. Внимательно ознакомиться с делом, по решению которого водитель привлекается к ответственности. К основным материалам дела относятся протокол происшествия, протоколы осмотров автомобилей участников и места аварии, схема происшествия, акты автотехнической экспертизы и медицинского обследования, справка о ДТП. Важно найти в составлении административного протокола какие-либо процессуальные нарушения или ошибки, которые могут стать причиной его отмены на суде.
  2. Провести анализ указанных материалов дела на соответствие их оформления и содержания установленным требованиям нормативных документов. Наличие таких нарушений могут послужить основанием для признания не действительным этих документов.
  3. Ходатайствовать о проведении необходимой независимой экспертизы. При этом важно внимательно отнестись к выбору организации, проводящей независимую экспертизу, так как от профессионализма, квалификации и независимости эксперта во многом зависят эффективность и выводы проводимых исследований. Существенную помощь в этом вопросе могут оказать юридические компании, специализирующиеся в предоставлении правовой защиты участникам аварии.

Любое сомнение в обоснованности обвинения в качестве виновника аварии должно послужить толчком для оспаривания решения административного протокола. Только так можно избавиться от необоснованных притязаний потерпевших и их страховых компаний по возмещению им материального ущерба.

Можно ли получить страховку ОСАГО и КАСКО?

В области страхования водителей транспорта существует две основные системы:

  •  ОСАГО – обязательное для всех владельцев транспорта страхование своей  гражданской ответственности за возможное причинение материального ущерба другим участникам дорожного движения. В случае ДТП причинённый ущерб пострадавшим компенсирует та страховая компания, с которой заключил договор страхования виновник аварии.
  • КАСКО – добровольное страхование своего автомобиля, как ценного имущества, от получения повреждений, похищений и порчи. При ДТП за полученное повреждение автомобиля денежную компенсацию его владельцу выплачивает та страховая компания, с которой владелец авто заключил договор страхования, в том числе и виновнику аварии (в страховых случаях, установленных договором).

Особенностью ОСАГО является то, что в случаях, когда установить виновность в ДТП конкретных лиц не удалось, получить возмещение пострадавшей стороне за причинённый ущерб в аварии от страховых компаний невозможно, так как отсутствует главное условие для выплаты – лицо, привлекаемое к гражданской ответственности, виновник аварии.

Однако не стоит в данном случае «опускать руки» и отказываться от гражданского права на получение положенного возмещения. Нужно обратиться в суд с иском и ходатайством о дополнительном проведении судебной экспертизы для выявления виновника происшествия. Суд может назначить техническую экспертизу в зависимости от обстоятельств дела, которая может включать:

  • автодорожную экспертизу, определяющую состояние дорожной инфраструктуры, послужившего причиной аварии;
  • трасологическую экспертизу, определяющую причину и виновника аварии по оставшимся следам на машинах и дороге;
  • автотовароведческую экспертизу для определения истинного размера причинённого ущерба в результате повреждения автомобиля.

Пострадавшие могут получить страховку или бесплатно восстановить повреждённый автомобиль, если у них имеется полис КАСКО, независимо от того, определён или нет виновник ДТП. Однако здесь важно, чтобы причина происшествия входила в страховые случаи, которые детально обговариваются в каждом договоре.

Источник: //AvtoMotoProf.ru/zakon-i-voditel/kak-ustanovit-vinovnost-v-dtp/

Порядок определения и установления виновника ДТП

Как определить виновника в ДТП?

После дорожно-транспортного происшествия водитель должен обеспокоиться получением причитающейся ему страховки по ОСАГО. Но, по сути, полис ОСАГО — это страхование гражданской ответственности водителя.

Это значит, что страховые выплаты по ОСАГО в полной мере будут произведены только в том случае, если перед этим будет установлен непосредственный виновник аварии.

Как и кто определяет виновность при ДТП?

Досудебное урегулирование

Пункт 2.5 Правил дорожного движения гласит, что сразу после совершения ДТП водитель должен остановить транспортное средство, включить «аварийку», выставить знак аварийной остановки и вызвать инспекторов ГИБДД. В ином случае, согласно статье 12.

27 Кодекса административных правонарушений ему грозит штраф в размере 1 000 рублей. Если же водитель и вовсе покинул место ДТП, ему грозит административный арест на срок до 15 суток или лишение водительских прав до 1,5 лет.

По прибытии на место дорожно-транспортного происшествия сотрудники ГИБДД:

  1. Составляют схему дорожно-транспортного происшествия.
  2. Фиксируют положение транспортных средств после столкновения и описывают нанесенные каждому из автомобилей повреждения.
  3. Опрашивают водителей и свидетелей при их наличии.
  4. Фиксируют иные особенности аварии при их наличии.

На основании проведенного расследования сотрудники ГИБДД выдают постановление о нарушении правил дорожного движения одним или несколькими водителями (пешеходами).

В соответствии с данным постановлением на ответственных лиц будет наложен штраф согласно Кодексу административных правонарушений. Это же постановление будет являться основанием для признания указанных лиц виновниками дорожно-транспортного происшествия.

Но пока виновник не согласится с данным постановлением его вина не будет официально признана, что служит поводом для передачи дела в суд.

Если вины никого из водителей нет, сотрудниками ГИБДД на основании статьи 24.5 КоАП РФ выдается справка об отказе в возбуждении дела ввиду отсутствия ответственных лиц.

Если же в силу определенных причин вину установить не удается, сотрудники ГИБДД указывают в документах, что «Водители (свидетели) дают противоречивые показания».

В таком случае дело о ДТП в обязательном порядке передается в суд для дальнейшего разбирательства.

Судебное разбирательство

Основанием для начала судебного разбирательства может стать постановление ГИБДД о невозможности определения виновного лица в совершении ДТП или апелляционный иск одной из сторон дорожно-транспортного происшествия, требующий произвести разбирательство и установить степень виновности ответственных лиц. После изучения обстоятельств дела суд может принять решение о назначении следующих экспертиз:

  • Автодорожной, которая изучает состояние дороги и дорожных знаков в момент совершения аварии;
  • Трасологической, которая изучает оставшиеся на дороге и транспортных средствах следы от ДТП.

По итогам экспертизы суд выдает свое собственное решение, которое может как отменить постановление сотрудников ГИБДД, так и подтвердить его.

Все страховые выплаты производятся уже на основании постановления суда. Если же будет доказано, что виновных в совершении аварии нет — страховщик вправе не возмещать ущерб по ОСАГО.

Если будет доказано, что оба водителя виноваты в равной степени, то выплаты также будут равны.

На свое усмотрение перед судебным разбирательством одна из сторон дорожно-транспортного происшествия может заказать независимые автодорожную и трасологическую экспертизы, которые установят степень вины того или иного водителя.

Тогда в суд можно обращаться, имея на руках заключения обеих экспертиз и предоставляя их в качестве доказательной базы. Заранее обращаться к экспертам имеет смысл, когда нет уверенности в своей правоте.

Иначе, если водитель проиграет дело, он вынужден будет оплатить все судебные издержки, в том числе и услуги судебных экспертов.

В дополнение к трасологической и автодорожной экспертизе пострадавшая сторона может вызвать автотовароведческую, которая оценит степень нанесенного автомобилю ущерба и определит стоимость ремонта. Результаты данной экспертизы необходимы для предоставления в страховую компанию, которая на их основе определит сумму полагающегося водителю возмещения.

Заключение

Виновным в дорожно-транспортном происшествии считается тот водитель, который согласно составленному протоколу ГИБДД нарушил правила дорожного движения, что и привело к аварии.

Если же такового определить не удалось, или один из водителей не согласен с постановлением ГИБДД — дело может быть решено через суд, для чего привлекаются эксперты-оценщики, производящие автодорожную и трасологическую экспертизы.

Источник: //insur-portal.ru/dtp/ustanovlenie-vinovnika-dtp

4 ошибки водителей, при оспаривании виновности в ДТП

Как определить виновника в ДТП?

Вам вменяют нарушение ПДД, делают виновным в ДТП? В большинстве случаев, все водители делают одни и те же ошибки. Давайте рассмотрим их:

1.Водитель не знает своих прав и не отличает Протокол от Постановления.

Протокол – сотрудник ГИБДД обязан оформлять, если водитель не согласен с виной на месте.

Далее, вышестоящий по званию сотрудник ГИБДД производит разбор правонарушения и выносит Постановление.

Постановление – оформляется, если водитель согласен был со своей виной. В данном случае, протокол не оформляется.

Поэтому, если Вы не согласны с виной, стоит напомнить сотруднику ГИБДД начать оформлять не постановление, а протокол.

2. Водитель заблуждаясь – соглашается с виной

Водитель категорически не согласен со своей виной, который вменяют ему сотрудник ДПС. К примеру: не согласен с пересечением сплошной полосы; не согласен с тем, что не пропустил пешехода; не согласен с виной в ДТП и т.д.

При оформлении правонарушения Вам представляют Постановление для подписи. И Вы подписываете не вчитываясь. Посмотрите ниже рисунок Постановления ГИБДД:

РИСУНОК «ПОСТАНОВЛЕНИЕ В ЧЕКОВОЙ ФОРМЕ»

Взгляните, под чем подписался водитель: «Наличие событие административного правонарушения и назначенное административное наказание не оспариваю,со ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.1 КоАП РФ ознакомлен, копию постановления получил».

Водитель полностью заблуждаясь и не вчитываясь в текст Постановления, подписал его.

Водитель собственноручно указал «…наказание не оспариваю».

Почему так происходит? Потому что водитель доверяет сотрудникам ГИБДД, наши люди не читают под чем подписываются, считают, что заверили подписью получение Постановления, а не согласие с виной.

Вспомните себя в такой ситуации, и сразу поймете, что поставили подпись не по согласию с виной, а за факт получения Постановления.

Хотелось бы представить на обозрение Постановление не в форме чека, как указано выше, а в формате А4:

РИСУНОК “ПОСТАНОВЛЕНИЕ В ФОРМАТЕ А4”

Обратите внимание, форма Постановление формата А4 защищает права автомобилистов и отвечает требованиям законодательства, имеется три места для подписи, каждая отдельно: 1. Права разъяснены; 2. Вину не оспариваю; 3. Постановление получил.

В данной форме водителю легче отождествлять под чем подписывается.

Что делать, если не согласен с виной? Водителю не следует отказываться от подписи в Постановлении ГИБДД.

Ставьте подпись, но обязательно пишите рядом «НЕСОГЛАСЕН» или «НЕСОГЛАСЕН» и расписываете причину несогласия, а если нет места, что пишите «НЕСОГЛАСЕН, ОТДЕЛЬНАЯ ОБЬЯСНИТЕЛЬНАЯ НА ОБОРОТЕ» или «…НА ОТДЕЛЬНОМ ЛИСТЕ». В данном случае, сотрудник будет обязан оформить Протокол.

Важно подчеркнуть! В случае оспаривания Постановления ГИБДД в суде – будет видно, что водитель не был согласен с виной. Ведь зачастую, судьи пальцем указывают на подпись, где водитель собственноручно указал, что согласен с виной.

Поэтому, Уважаемые водители, будьте внимательные при оформлении протоколов ГИБДД, всегда читайте под чем подписываетесь и фиксируйте свое несогласие письменно в документах.

3.Согласие со схемой ДТП.

На Схеме ДТП должны быть поставлены подписи оформителя схемы (сотрудника ГИБДД или одного из участников ДТП), двух понятых и участников ДТП.

Участники ДТП ставят подпись в Схеме формально. Но в действительности, это заверение очень важного события, обстоятельств ДТП.

В практике, виновник ДТП оспаривая свою вину указывает на неправильность составления Схемы: отсутствия нанесения тормозного пути, месторасположения транспортных средств до и после столкновения, размеры полос и дороги, место удара и т.п.

В большинстве случаев суд относится критически к данным доводам заявителя, с формулировкой: «Водитель Иванов И.И. собственноручно согласился с составленной Схемой ДТП, несоответствие место удара не указывал».

Поэтому, следует ставить подпись, писать «Несогласен» и указывать причину несоответствия нарисованной схемы. Можете нарисовать свою схему ДТП и ходатайствовать о приобщении ее к материалам дела, указав об этом в Схеме ДТП составленной сотрудниками ГИБДД и/или в Протоколе/Постановлении ГИБДД, в объяснительной.

Не забудьте, срок подачи жалобы на постановление ГИБДД – 10 календарных дней после получения.

4.Не производит фото, видео или аудио фиксацию места ДТП и процесс оформления постановления.

Сейчас почти у каждого имеется телефон, видеорегистратор, которые могут снимать, фотографировать и записывать. Поэтому не бойтесь все фиксировать, процесс оформления правонарушения, место ДТП, транспортные средства и их расположения, тормозного пути, осколки бампера и фар на месте удара и т.п.

Немаловажно будет водителю позаботиться и удержать свидетелей ДТП, взять у них объяснительную, либо как минимум ФИО и номер телефона.

Все вышеописанные ошибки водителей являются основными и самыми распространенными при оспаривании своей вины. Статья написана на основании судебной практики Бывалого Автоюриста. Высказывайте свое мнение и делитесь случаями из жизни.Не забывайте подписываться на наш канал «Бывалый Автоюрист».

Источник: //zen.yandex.ru/media/id/5bb5092190c8c700ab6ee963/5bb9046677860f00aa3d5b53

Как узнать виновника ДТП?

Как определить виновника в ДТП?

Практически всегда можно узнать, кто является виновником ДТП. Пути решения вопроса зависят от причины такого поиска.

Инициатор аварии не хочет признавать свою вину или скрылся с места происшествия? В этой статье мы подробно разберем оба прецедента и подскажем выход из сложной ситуации.

Однако каждый случай индивидуален, и если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, советуем вам обратиться к юристу.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 37 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Водитель не признает вину

В случае, когда виновник аварии не хочет брать на себя ответственность за ДТП, скорее всего, дело будет рассматриваться в суде. Чтобы решение было вынесено в вашу пользу, вам необходимо сразу после происшествия выполнить ряд действий.

Первоначально вызовите ГИБДД для составления протокола. В этом документе инспекторы подробно отразят обстоятельства инцидента, которые будут использованы в суде для выявления виновника ДТП.

Пока дорожная полиция едет, проведите собственное небольшое расследование, а именно:

  • разыщите очевидцев — обычно, когда происходит дорожно-транспортное происшествие, вокруг него собирается много зевак. Расспросите и запишите их данные (фамилию, имя, отчество, адрес, телефон). В дальнейшем они смогут дать показания в вашу пользу непосредственно на судебном заседании или зафиксировать их на бумаге;
  • проверьте, есть ли поблизости камеры видеонаблюдения, которые, возможно, засняли это происшествие. Они могут быть расположены не только на дорогах, но и на зданиях;
  • опросите других водителей — как участников происшествия, так и проезжавших неподалеку от места аварии. Может, у них есть видеорегистратор в машине;
  • не пытайтесь переубедить виновника ДТП самостоятельно. Если водитель не желает брать на себя ответственность за дорожное происшествие, то угрозы в его адрес могут впоследствии вам только навредить, вплоть до административного или уголовного наказания. А получить возмещение от виновника ДТП при этом все равно не удастся.

Сотрудники ГИБДД по приезду составляют схему ДТП, протокол с места происшествия, постановление об административном правонарушении. Чтобы у виновника было меньше шансов избежать ответственности, стоит очень внимательно подходить к подписанию этих документов. Если вы с чем-то не согласны, то лучше это указать.

Следующий ваш шаг — это подача иска в суд, который официально определит виновника происшествия. Если сумма ущерба составляет меньше 50 тысяч рублей, то исковое заявление подается в мировой суд, если больше, то в районный.

Причем в качестве ответчиков лучше привлекать не только виновника ДТП, но и его страховую компанию.

К исковому заявлению прикладывайте все необходимые документы о ДТП: протокол об административном правонарушении, справку из ГИБДД, свидетельские показания, данные с видеокамер и прочее.

Чтобы узнать, кто является виновником дорожно-транспортного происшествия, суд может назначить экспертизу (или даже несколько):

  • трасологическую, которая изучает оставшиеся на дороге и транспортных средствах следы от ДТП;
  • автодорожную, которая позволяет узнать состояние дороги и дорожных знаков в момент совершения аварии;
  • автотовароведческую, с помощью которой оценивают степень ущерба автомобиля и определяют стоимость ремонта.

Если вы не уверены в своей правоте и хотите наверняка узнать, кто является виновником ДТП, то лучше сделать экспертизу еще до обращения в суд. Судебные исследования стоят существенно дороже, а при проигрыше гражданского дела эти расходы лягут на вас. Чтобы экспертиза могла быть использована в будущем, как доказательство в суде, обязательно пригласите виновника инцидента на ее проведение.

После того как суд рассмотрит все факты, он вынесет решение о виновности того или иного участника ДТП.

Если Фемида будет на вашей стороне, и виновником признают другого участника, то с итоговым документом можно обратиться к страховщику для получения компенсации ущерба.

Если же будет доказано, что виновных в совершении ДТП нет, то страховщик вправе не возмещать причиненный вред автомобилю по ОСАГО. В случае, когда установлено, что оба водителя являются виновниками ДТП в равной степени, ответственность также будет равной.

Судебные разбирательства могут длиться очень долго, даже годами, поэтому в большинстве случаев лучшим решением будет попытаться мирно договориться с виновником аварии.

Возможно, вам удастся его убедить, что судье не составит проблем узнать, кто виновен в совершении ДТП, так как это слишком очевидно и не вызывает сомнений.

Также помните, что все судебные и досудебные расходы, в том числе, на экспертизу и услуги юриста, несет та сторона, которая проиграет суд.

Виновник скрылся с места ДТП

Если виновник скрылся с места ДТП, первое, чего не нужно делать — это устраивать за ним погоню. В крайнем случае, это может сделать один из очевидцев. И только если это действительно необходимо — например, чтобы узнать номер автомобиля виновника.

Кроме того, вообще никогда не покидайте место происшествия. Даже если вы полностью уверены, что вы не виноваты в ДТП, и сильно спешите по делам.

Другой участник может вернуться, вызвать сотрудников инспекции, и тогда скрывшимся — и, возможно, виновником — окажетесь уже вы. Доказать противоположное будет практически нереально.

Единственная причина, по которой вы можете уехать — если требуется срочно доставить потерпевшего в больницу для оказания помощи, а иных транспортных средств для этого нет.

Поэтому оставайтесь на месте аварии и для начала постарайтесь запомнить всю информацию об автомобиле виновника: цвет, марку, модель, государственный номер. Снимите все на видео или фото.

Если такой возможности нет, то запишите, чтобы впоследствии не забыть. Эта информация поможет узнать личные данные виновника ДТП.

Далее включите аварийную сигнализацию, выставьте знак аварийной остановки и позвоните в ГИБДД.

Постарайтесь не паниковать. Оглядитесь, чтобы выяснить, есть ли поблизости камеры видеонаблюдения или видеорегистраторы в других автомобилях. Также полезно будет опросить очевидцев ДТП и взять их телефонные номера. Когда приедут сотрудники ГИБДД, сообщите им всю известную вам информацию о виновнике аварии. Внимательно прочитайте все документы, которые составят инспекторы.

Также, чтобы узнать виновника ДТП по номеру и марке автомобиля, обратитесь во все социальные сети и разместите там информацию о происшествии. Обратите внимание на группы вашего города (поселка). Возможно, через них вы найдете разыскиваемого вами виновника.

Проявляя активность, вы будете иметь больше шансов найти неустановленного водителя и, соответственно, получить денежные средства на ремонт вашего автомобиля.

Когда органы ГИБДД установят виновника ДТП и узнают, где он проживает, вам об этом сообщат.

Если у инициатора аварии есть полис ОСАГО, то, независимо от причин, по которым он скрылся с места происшествия, страховая компания возместит вам ущерб в полном объеме.

Если страховку он не оформлял, то стоимость ремонта автомобиля можно взыскать через суд. Хуже всего будет ситуация, когда виновника ДТП не найдут. В этом случае взыскать все ваши убытки будет не с кого, страховая вам также не возместит ущерб.

Исключение: Если при ДТП причинен вред жизни или здоровью вам, вашим пассажирам или другим участникам аварии, то компенсационную выплату можно получить через РСА (Российский союз автостраховщиков).

Источники:

Гражданские дела, подсудные мировому судье

Право на получение компенсационных выплат

Источник: //rtiger.com/ru/journal/kak-uznat-vinovnika-dtp/

Как определить виновника ДТП?

Как определить виновника в ДТП?

Первая глава здесь:

Записки инспектора ДПС. Часть первая.

Предыдущая глава здесь:

Записки инспектора ДПС. Часть шестьдесят восьмая

Глава 69

– Отлично – радовался старший лейтенант А., садясь в «патрульку» – смена только началась, а у нас уже один «синий» есть

Однако радовался он рано. Подъезжая к указанному Ваней Агрономом адресу, гаишники ещё издалека увидели скопление машин и включённые проблесковые маяки дневного экипажа – «Грома-31».

Не успел старший лейтенант А. припарковать служебный автомобиль, как к нему сразу подошёл Юрка Ерофеев, он работал в паре с Ваней:

– Забирайте алкаша, вот его документы – Юрка улыбался

– Погоди, он что, со столкновения? – спросил Меланин

– Ага – Юрка улыбнулся ещё шире – три машины собрал

– Вы что, сволочи, сразу не сказали, хрен бы я стал его у вас забирать – возмутился старший лейтенант А.

– Мы уже «Тайге» сказали, что вы оформите – на всякий случай отмазался Юрка – а мы поехали, у нас ещё четыре заявки

Оформление простого столкновения с двумя участниками занимало около сорока минут.

Помимо рисования схемы ДТП (черновик и чистовик) каждому нужно было выписать комплект справок и два постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении: «за отсутствием события» невиновному и «за отсутствием состава» виновнику (Геша, не перепутай – дитям мороженое!), а если состав всё-таки был, то протокол. Дело в том, что не за все нарушения ПДД предусмотрена административная ответственность. Если водитель, например, двигался задним ходом, не убедившись в безопасности манёвра, и совершил ДТП, то протокол ему было писать не за что – нет за это наказания в Административном кодексе. А если, допустим, ДТП произошло вследствие несоблюдения виновником правил преимущественного проезда, то ему уже выписывали протокол по 12.14 ч3 КоАП.

В случае если участников столкновения было больше двух, то количество написанных бумажек увеличивалось в геометрической прогрессии.

Как- то раз в одном из районов Н-ска самопроизвольно завёлся и поехал, стоящий под горочку на «скорости» грузовик, который «собрал» более двадцати автомобилей, стоящих в пробке, и трамвай. Старший лейтенант А.

, услышавший об этом происшествии в местных новостях аж поёжился – как же здорово, что это не пришлось оформлять ему.

А уж если один из участников столкновения находился в нетрезвом состоянии, то количество «писанины» увеличивалось ещё на порядок, ибо сводить на медицинское освидетельствование нужно было КАЖДОГО водителя, независимо от того есть у него признаки опьянения или нет.

– Пошли делать замеры – сказал старший лейтенант А. Меланину, доставая из-под сиденья рулетку – заодно и выясним, что произошло

Виновник ДТП скромно стоял в сторонке и курил. Это был обычный работяга, лет пятидесяти, работавший слесарем на одном из немногих оставшихся автопредприятий района. Типичный «Петрович» в общем.

Подремонтировав очередной «ЗиЛ», он решил проверить на нём работу тормозной системы, для чего и выехал на Сволочаевсвкую. Система подвела (хотя скорее реакция) и мужик въехал сзади в остановившийся на светофоре микроавтобус.

Тот, в свою очередь, от удара сместился немного вперёд и вправо, задев, таким образом, ещё две соседние машины.

Впрочем «Петрович» пьяным себя не считал:

– Всегда так работаем – спокойно пояснял он, попыхивая дешёвой сигареткой без фильтра – чуть-чуть внутрь и нормально. Я что, с пары стаканов опьянею что ли? Это ж для сугрева только. Просто Мишка тормоза плохо прокачал!

Остальные трое участников столкновения: двое мужчин и одна девушка стояли чуть поодаль, на тротуаре о чём-то негромко переговаривались.

Небольшой шанс отмазаться от оформления всего этого «геморроя» всё-таки был.

– В столкновении кто-нибудь пострадал, телесные повреждения есть? – спросил у водителей старший лейтенант А.

– Да – ответила девушка

– Фу-у-х – выдохнул инспектор – ДТП с пострадавшими оформляла только полковая «дежурка», линейные экипажи такого права не имели – Что вы повредили? «Скорую» вызвали?

– Я ноготь сломала – неуверенно ответила та

– Твою мать! – вполголоса выругался Меланин

– Ноготь не считается – вздохнул старший лейтенант А.

Замеры заняли около часа. Могли бы уложиться и быстрее, если бы не неуемная дотошность водителя микроавтобуса – его консультировал по телефону знакомый юрист. Он проверял каждый замер и требовал заносить их в схему вплоть до миллиметров.

Потом он начал настаивать на дополнительных измерениях, абсолютно не нужных в данном случае.

Объяснять ему, что в данном столкновении виновник очевиден и не отрицает своей вины и что все замеры делаются скорее для проформы, ибо так положено, было бесполезно.

Если бы тогда у старшего лейтенанта А. спросили, может ли он убить человека, то инспектор бы, не задумываясь, ответил: «Да! А если после фразы «мне тут один знакомый юрист посоветовал…..», то и с особой жестокостью»!

Наконец схема ДТП была составлена и подписана всеми участниками. Нужно было убирать машины с проезжей части. Все они были на ходу, кроме микроавтобуса – у него заклинило заднее правое колесо.

Автомобиль с помощью троса оттащили на обочину, но с его водителем опять возникли проблемы.

Он отказывался ехать в РОВД для оформления, оставив своё имущество без присмотра, и требовал всё оформить прямо на месте.

– Доктора вам тоже сюда привезти? – мрачно поинтересовался у водителя микроавтобуса старший лейтенант А.

– А зачем он нужен?

– Для медицинского освидетельствования – ответил инспектор

– А я что пьяный, по-вашему? Вы водителя «ЗиЛа» лучше проверьте, вот он точно пьяный

– Он-то пьяный, но в таком случае нужно всех освидетельствовать, понимаете? Впрочем, можете отказаться – старший лейтенант А. хитро улыбнулся

– Ага, что бы вы меня прав лишили? Нет уж, поехали в это ваше РОВД.

Полное оформление ДТП со всеми процедурами заняло у инспекторов около трёх часов («Петрович» таки «потянул», что впрочем, у инспекторов сомнений не вызывало). Процесс осложнялся ещё и тем, что Меланин столкновения оформлять не умел, и старшему лейтенанту А. приходилось всё время подсказывать напарнику, что делать.

Потерпевшие уже смирились с происходящим и уже сами хотели закончить всё побыстрее. Их, по большому счёту, интересовал только один вопрос – получение страхового возмещения. Многие почему-то считают, что если виновник ДТП был нетрезв, то страховая компания деньги не выплачивает.

На самом деле выплачивает, единственная разница в том, что у неё появляется право регресса к виновнику.

Наконец все формальности были завершены и участники столкновения, получив копии всех нужных бумаг, разошлись. От автопредприятия приехал представитель, такой же «Петрович», только трезвый, которому и передали «ЗиЛ».

– Давненько я столько не писал – заворчал Меланин, разминая кисти рук – «дневники», сволочи, больше не бери у них ничего, пусть в следующий раз сами трахаются

– Да кто бы знал – ответил старший лейтенант А. – зато «синяк» есть, хоть что-то хорошее. Ладно, не ворчи, поехали перекусим, что-то есть уже хочется

Источник: //pikabu.ru/story/kak_opredelit_vinovnika_dtp_4324657

Установление вины в ДТП в судебном порядке

Как определить виновника в ДТП?

Оказаться участником дорожно-транспортного происшествия может любой водитель. Большинство аварий решаются прямо на месте столкновения, когда стороны вызывают сотрудников ГИБДД, устанавливают виновного, получают все необходимые документы, а после обращаются в страховую, чтобы пострадавший смог получить свою выплату по страховке.

Однако в некоторых случаях разрешение обстоятельств дорожно-транспортного происшествия возможно только в суде.

Это могут быть ситуации, когда стороны не могут прийти к соглашению относительно обстоятельств случившегося, или прибывший на место автомобильной аварии сотрудник ГИБДД не может определить виновника столкновения, так как участники ДТП не соблюли меры, предусмотренные ПДД (передвинули транспорт, не зафиксировали последствия происшествия на камеру).

Установление вины в ДТП в судебном порядке – популярный способ определиться, по чьей вине произошла авария. К сожалению, зачастую установить этот фактор иными способами не представляется возможным.

Как устанавливается вина в ДТП в судебном порядке

Конечно, большая часть дорожно-транспортных происшествий происходит с участием адекватных водителей, которые стремятся как можно быстрее разобраться с этой проблемой, определить виновника столкновения и покинуть место автомобильной аварии.

Но встречаются и такие ситуации, когда недобросовестные автомобилисты стараются всеми способами избежать ответственности, к примеру, дают взятку сотруднику ГИБДД, чтобы он определил виновным другого водителя.

Несмотря на то, что дача взятки должностному лицу строго наказывается, многие автомобилисты рискуют, а нечестные на руку полицейские этим пользуются. В результате, постановление об административной ответственности получает водитель, который никаким образом не нарушил Правила дорожного движения, и является пострадавшей стороной в этом происшествии.

Именно в этом случае необходимо определение вины в ДТП в судебном порядке. Решение, выданное судьей по результатам такого разбирательства, является окончательным и законным.

Еще одна ситуация, в которой для установления вины в ДТП необходимо обратиться в суд: когда оба участника аварии не могут самостоятельно определить виновника столкновения, из-за чего этого не может сделать и сотрудник ГИБДД (отсутствуют прямые указания на то, кто именно стал зачинщиком дорожно-транспортного происшествия, а участники и свидетели путаются в своих показаниях).

В этом случае также происходит установление вины в ДТП в суде, так как для определения виновника потребуется больше времени на сбор всех необходимых доказательств (проведение экспертиз и других исследований).

Основанием для обращения в суд может стать постановление ГИБДД о невозможности определить виновное лицо в совершении ДТП. Также бывает, что одна из сторон аварии не согласна с установленной степенью вины и требует провести разбирательство для объективного решения этого вопроса.

После изучения обстоятельств дела судья может назначить автодорожную экспертизу, в ходе которой исследуется состояние дороги и дорожных знаков на момент совершения ДТП. Дополнительно проводится трасологическая экспертиза. Она необходима для изучения оставшихся на дороге и транспортных средствах следов от аварии.

По итогам разбирательства суд выносит решение, которое может как отменить постановление ГИБДД, так и оставить его в силе.

Как происходит установление вины в ДТП на месте аварии

Если автомобилист понимает, что в дальнейшем ему придется много времени и сил потратить на установление своей невиновности в дорожно-транспортном происшествии, он должен начать активно действовать сразу же после столкновения.

Если водителю удастся правильно выполнить все предусмотренные для такого случая действия, то если дело дойдет до судебного разбирательства, ему будет гораздо проще доказать свою невиновность. Если же первые доказательства данного события будут утрачены, то, в некоторых случаях, установить реальные обстоятельства случившегося будет невозможно.

Не оставлять место аварии

Прежде всего, водитель должен сохранять спокойствие. Чтобы в последующем доказать свою невиновность, автомобилист ни в коем случае не должен покидать место дорожно-транспортного происшествия. Делать это запрещено и по собственной инициативе, и по уговорам второй стороны.

В соответствии с нормами законодательства, за подобное нарушение Правил дорожного движения, водитель привлекается к административной ответственности. Помимо этого, такие действия могут быть восприняты как желание избежать наказания за ДТП.

По ПДД, водитель имеет право покинуть место дорожно-транспортного происшествия только в том случае, если ему необходимо доставить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение, и он знает, что сможет сделать это быстрее скорой помощи (авария произошла на трассе, отсутствует возможность вызвать экстренные службы).

Кроме этого, у автомобилиста должна отсутствовать возможность отправить пострадавшего с другими водителями (нет машин, все отказываются).

Собрать доказательства

Следующий обязательный шаг – сфотографировать место дорожно-транспортного происшествия. Лучше всего сделать это сразу же после вызова на место столкновения сотрудников ГИБДД, ведь в этом случае на снимках буду запечатлены первые обстоятельства случившегося, что в дальнейшем может потребоваться для доказывания невиновности этого водителя.

По закону, такие материалы имеют юридическую силу только при условии, что они были собраны в течение 1 часа с момента инцидента.

Фотографировать место происшествия нужно со всех четырех сторон. Важно, чтобы на кадрах были видны номерные знаки всех транспортных средств, принявших участие в этом столкновении. Причем автомобили должны быть сфотографированы относительно крупных стационарных объектов, чтобы в случае судебного разбирательства удалось точно определить место столкновения.

Если в дальнейшем будет определение вины в ДТП в судебное порядке, важно, чтобы на фотоснимках были видны все осколки и детали транспортных средств, которые остались на дороге после дорожно-транспортного происшествия. В случае судебного разбирательства это позволит яснее увидеть всю картину произошедшего.

Собрать свидетельские показания

Конечно, по закону, сбором показаний свидетелей случившегося должны заниматься сотрудники дорожной инспекции, прибывшие на место происшествия. Но, как показывает практика, лишь малое количество очевидцев аварии соглашается ждать приезда инспекторов на вызов, ведь, как правило, это занимает несколько часов.

В этом случае автомобилисту необходимо взять с таких свидетелей письменные показания, которые в дальнейшем можно будет приложить к протоколу об автомобильной аварии, а также их личные данные. Данные потребуются в случае начала судебного разбирательства для определения вины водителя в ДТП. Только при наличии контактных данных таких свидетелей в дальнейшем можно будет пригласить в суд.

Что делать дальше

После сбора всех доказательств, автовладельцу потребуется только дождаться приезда на место столкновения сотрудников ГИБДД, которые также будут проверять обстоятельства произошедшего и определять виновника ДТП. При наличии каких-либо вопросов и спорных ситуаций, инспектора вызывают водителей в отделение на разговор.

Если даже после такого допроса полицейским не удастся определить виновника столкновения, установление вины в ДТП будет проводиться в судебном порядке.

Как происходит определение вины в ДТП в суде

Определение виновника ДТП в судебном порядке достаточно трудоемкая процедура, которая занимает у обеих сторон произошедшего много времени и нервов. Поэтому, по возможности, лучше попробовать решить этот вопрос на месте столкновения.

Если же по каким-либо причинам сделать этого не удается, автомобилист должен инициировать начало судебного разбирательства по этому делу, подав исковое заявление.

Стоит помнить о том, что подача иска необходима не только для того, чтобы установить реального виновника дорожно-транспортного происшествия, но и чтобы стребовать с него компенсацию.

Следовательно, к документам обязательно должны быть приложены неопровержимые доказательства того, что в результате столкновения пострадавшему был причинен вред, который он требует возместить за счет водителя, виновного в ДТП или за счет его страховой компании.

Правила составления искового заявления

При составлении искового заявления автомобилист должен придерживаться некоторых правил, в частности:

  1. В заявление обязательно должна быть вписана страхования компания, так как в этом случае она выступает в качестве соответчика по делу. Если не сделать этого, то сроки получения страховой выплаты могут увеличиться в несколько раз, ведь страховщик, чтобы сэкономить свои деньги, также будет оспаривать свою причастность к этому дорожно-транспортному происшествию.
  2. В соответствии с нормами законодательства, у автомобилиста есть всего 10 дней, чтобы подать свое исковое заявление в суд. В противном случае, определение вины в ДТП в судебном порядке так и не будет проведено, никто не будет привлечен к ответственности. А, значит, пострадавший автовладелец не сможет получить страховую выплату для восстановления своего поврежденного транспортного средства.

Какие доказательства предоставить суду

После того, как судья рассмотрит полученное исковое заявление и примет решение о целесообразности установления вины в ДТП в суде, отцу и ответчику придут повестки с указанием точного времени и места проведения заседания.

Автомобилист обязательно должен присутствовать на таком разбирательстве, так как по закону, именно та сторона, которая не явилась на суд, автоматически признается виновником ДТП со всеми вытекающими из этого последствиями.

На судебное разбирательство истец обязательно должен предоставить доказательства своей невиновности в дорожно-транспортном происшествии. Он может приложить к документам:

  1. Письменные показания свидетелей аварии. Лучше всего, чтобы очевидцы произошедшего присутствовали на разбирательстве и смогли дать показания самостоятельно прямо в зале суда.
  2. Доказательства, собранные автомобилистом, чтобы доказать свою невиновность в произошедшем. Это могут быть фото и видеозаписи, снятые на месте происшествия сразу же после инцидента, а также записи видеорегистраторов проезжающих мимо автомобилей.
  3. Заключение независимой экспертизы об определении реальной стоимости ремонта транспортного средства для устранения причиненных в результате столкновения повреждений.

Что делать, если не устраивает решение суда

По закону, если ответчик не является на судебное заседание, на котором происходит определение виновника ДТП в суде, он автоматически считается нарушителем, из-за которого произошла автомобильная авария.

Если автомобилиста не устраивает решение суда, в течение 10 дней с момента получения определения он может обратиться в суд вышестоящей инстанции для подачи апелляции.

В целом, установление вины в ДТП в суде сводится к тому, чтобы пострадавший смог получить компенсацию за причиненный в результате столкновения ущерб. Это может быть как компенсация от виновника дорожно-транспортного происшествия, так и от его страховой компании.

Результат напрямую зависит от реальных обстоятельств случившегося, и от решения суда, принятого по результатам разбирательства.

Нужно ли обращаться к адвокату для определения вины в ДТП в судебном порядке

Большинство автомобилистов считает, что определение вины в ДТП в суде невозможно без привлечения к делу адвоката.

Как показывает практика, привлечение к разбирательству специалиста действительно полезно, так как это позволяет существенно сэкономить время истца. Так, к примеру, юрист поможет правильно составить исковое заявление и подготовить доказательства случившегося, чтобы у ответчика не было возможности сразу же их обжаловать, а судья быстро принял решение о виновности второго автомобилиста.

Стоит помнить о том, что обращаться в суд необходимо только в тех случаях, когда у водителя есть реальные доказательства своей невиновности. В противном случае определение вины в ДТП в судебном порядке может обернуться для него «боком», автовладелец только потратит свое время и деньги на различные судебные издержки.

  • Информация на сайте может быть не полной, т.к. законодательство регулярно меняется, вносятся поправки в законы.
  • В каждом отдельном случае могут быть особые условия.
  • Именно по этой причине обратитесь за консультацией бесплатно к нашим экспертам, мы выслушаем и окажем помощь в решении вашей проблемы! Задавайте вопрос сейчас!

Источник: //AutoLegal.ru/pomoshh-pri-dtp/ustanovlenie-viny-v-dtp-v-sudebnom-poryadke/

Юр-Центр Варуна