Как минимизировать риски недобросовестности участников грузоперевозки?

Управление рисками, связанные с поставщиками в соответствии с требованиями ISO31000:2009, COSO:ERM и FERMA

Как минимизировать риски недобросовестности участников грузоперевозки?

Управление рисками, которые связаны с поставщиками – процесс выявления рисков, связанных с поставщиками, и создание условий по предотвращению сбоев процессов, зависящих от Ваших поставщиков.

Для справки:

Описание риска Возможныепоследствия Рекомендуемоерешение  
Финансовая нестабильность контрагентов Перебои и задержки поставок:— Штрафы от клиентов— Потеря клиентов вследствие задержек или повышения ценыБанкротство поставщика:— Затраты на поиск нового поставщика— Срыв поставок клиентам— Штрафы от клиентов— Потеря клиентов вследствие задержек и повышения цены Тщательный подход к выбору поставщиков:— Учет надежности и репутации при выборе поставщика— Анализ отчетности— Контроль деятельности поставщиковПодготовка к возможным затруднениям:— Создание финансовых и прочих резервов— Покрытие убытков на одном рынке за счет прибыли на другом
Контрактные риски:- Нарушениеконтрактных обязательств- Отклонениефактических затрат на выполнение контракта от запланированных— Валютный риск— Ценовой риск Перебои и задержки поставок:- Штрафы от клиентов- Потеря клиентоввследствие задержек или повышения ценыРост расходов:— Повышениезакупочных цен— Увеличение затрат на транспортировку Тщательный подход к выбору поставщиков:- Учет надежности ирепутации при выборе поставщика- Анализ отчетности— Контрольдеятельности поставщиковКонтрактные опции:— Внесение вконтракт штрафов за нарушение обязательств— Внесение в смету возможныхотклонений— Внесение валютногои ценового риска в контрактСоздание финансовых и прочих резервов
Поставщики не в состоянии обеспечить необходимые объемы Нехватка сырья и оборудования для производства,товаров для продажи:- Потеря доли нарынке- Недополученнаяприбыль от низкого объема продаж— Затраты на поиск новых поставщиков Поиск дополнительных и альтернативных поставщиков
Низкое качествопоставляемых услуг или материалов Низкое качество выпускаемой продукции:- Потеря клиентов- Необходимостьснижения цены продажи – недополучение прибылиНизкое качество сырья и оборудования:— Высокие издержки— Аварии Смена поставщиков:- Поискальтернативных поставщиков- Поискальтернативных материаловКонтрактные опции:— Внесение в контракт штрафов за низкое качество поставок
Зависимость от ключевых поставщиков (отсутствие альтернатив) В случае затруднений у поставщика:- Остановка работы вслучае затруднений у поставщиков или снижение мощностиИз-за отсутствия конкуренции:— Повышение цен натовары или услуги— Снижение качества поставляемых услуг и товаров – Поискдополнительных и альтернативных поставщиков- Заключениедолгосрочных контрактов- Создание финансовых и прочих резервов
Отсутствие налаженных каналов поставки сырья илисоставляющих:— Отсутствие долговременных контрактов с поставщиками— Отсутствие налаженных каналов транспортировки Перебои и задержки поставок:— Штрафы от клиентов— Потеря клиентов вследствие задержек или повышения ценыПоиск новых поставщиков и транспорта:— Дополнительные издержки – Заключение долгосрочных контрактов с поставщикамии транспортными компаниями— Поиск альтернативных материалов и технологий производства
Уход поставщика с рынка Дополнительные расходы:— Расходы на поиск нового поставщика— Расходы на поиск альтернативных материаловСнижение прибыли:— Удорожание продукции при использовании новых поставщиков или материалов— Потеря доли на рынке— Недополученная прибыль от низкого объема продаж Предотвращение ухода:— Заключение долгосрочных контрактовСнижение последствий:— Поиск альтернативных поставщиков— Поиск альтернативных материалов— Перепрофилирование компании, переход на другой рынок
Прямая продажа поставщиком своего товара на вашемрынке Снижение прибыли:— Уход клиентов к поставщику— Снижение доли на рынке— Сложности с привлечением новых клиентовУвеличение расходов:— Затраты на поиск альтернативных поставщиков— Увеличение закупочной стоимости— Увеличение расходов на рекламу и поиск новых клиентов Снижение зависимости от поставщика:— Поиск альтернативных поставщиков, материалов— Внедрение новых технологийПовышение конкурентоспособности:— Введение послепродажного обслуживания— Дополнительные услуги— Повышение удобства и скорости обслуживания— Активная рекламная кампанияПерепрофилирование компании, переход на другой рынок

Зачем это необходимо?

Некоторые Ваших производственные процессы зависит от поставщиков. На сколько Вам удалось определить риски по Вашим поставщикам и создать меры по предотвращению влияния этих рисков на качество Вашей продукции или процесс оказания услуги, на столько Вы гарантируете качество продукции и качество процесса оказания услуги для Вашего Клиента.

Какой результат Вы получаете?

  • Перечень рисков, связанных с поставщиками;
  • Процедуру управления рисками, связанных с поставщиками;
  • План корректирующих и предупреждающих действий;
  • Команду специалистов внутри организации, способную самостоятельно выполнять и совершенствовать процедуру управления рисками, связанных с поставщиками;

Что мы предлагаем?

Мы предлагаем Вам провести работу по передаче Вашим сотрудникам и совместного формирования перечня рисков, моделирования и разработки методов и способов управления всеми рисками в соответствии с требованиями стандартов ISO31000:2009, COSO:ERM и FERMA.

Стоимость услуги?

Стоимость услуг составляет от 44 800 рублей. Срок реализации от 5 рабочих дней.

Источник: http://www.rusmanagement.ru/upravlenie-riskami-svyazannye-s-postavshhikami-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-iso310002009-cosoerm-i-ferma/

Как минимизировать риски при участии в торгах и выиграть их

Как минимизировать риски недобросовестности участников грузоперевозки?

Госзаказ является гражданско-правовым договором осуществления работ, поставки продукции или оказания услуг в рамках государственных задач, предусмотренных госбюджетом.

Процесс регламентируется статьями 525-534 и 763-768 ГК РФ, 44-ФЗ и прочими нормативными актами в зависимости от нюансов торгов.

Статус госзаказчика могут иметь бюджетные учреждения, муниципальные и госорганы, которые при размещении заказа обязаны соблюдать «Положения о закупках».

Торги начинаются с публикации заказчиком на федеральном или региональном сайте оповещения об организации закупки. В документации указывают все необходимые условия:

  • сроки подписания контракта и выполнения работ;
  • обязательства и стоимость;
  • порядок финансирования;
  • требуемое качество товара, услуг, работы;
  • прочие условия.

Потенциальные конкурсанты регистрируют заявки и позже в зависимости от решения конкурсной комиссии получают оповещения об участии в торгах. Обязательное условие участия в закупках – финансовое обеспечение заявки в размере от 0,5% до 5% стоимости контракта.

Отказ или уклонение победителя от заключения контракта приводит к штрафным санкциям, при которых выступившие в роли обеспечения заявки средства остаются у заказчика либо изымаются у банка, оформившего гарантию обеспечения заявки. Помните, выданная банком гарантия имеет ограниченный срок действия. Если выполнение контракта затягивается, не забудьте вовремя получить новый документ.

Эксперты по комплаенсу оценят уровень опасности тех или иных рисков в конкретной закупке и защитят компанию во время участия и подписания контракта.

Назаначить консультацию

Что нужно, чтобы принять участие в торгах

С 01.01.2019 все госзакупки среди субъектов малого предпринимательства, подпадающие под 44-ФЗ, проводятся исключительно в электронной форме. Разберем, как правильно подготовиться к электронному аукциону и выиграть его.

Подготовительная часть

Для начала предполагаемый участник:

  • выбирает закупки и анализирует документы;
  • получает электронную цифровую подпись (ЭЦП);
  • регистрируется в едином реестре участников закупок (ЕИС);
  • открывает специальный счет.

Документы следует изучать внимательно и тщательно, чтобы иметь полное представление обо всех требованиях и условиях заказчика. Для участия в торгах стоит использовать формы, предоставленные организатором закупки. Благодаря этому вероятность допустить ошибку гораздо меньше.

Убедитесь, что форма и закон, заявленные в закупке, вам подходят. В случае с государственными закупками это 44-ФЗ. Изучите нормы закона о порядке проведения процедуры касательно госзакупок.

Тщательно ознакомьтесь с требованиями, которые предъявляют потенциальным исполнителям заказчики (выписка СРО, лицензии, сертификаты и прочее).

Отсутствие каких-либо необходимых документов значительно повышает вероятность проигрыша.

Поскольку на данный момент государственные закупки проводятся только в электронной форме, выиграть закупку без квалифицированной электронной подписи не получится. Ее можно получить в аккредитованном удостоверяющем центре.

Перед посещением центра важно определиться с разновидностью закупок и участием на тех или иных торговых площадках. Предложения по выпуску ЭЦП разнятся в зависимости от запросов. Изготовление подписи занимает около двух дней. Стоимость колеблется в пределах 3-8 тыс.

рублей. За срочность потребуется доплата.

После получения ЭЦП следует регистрация в ЕИС. С января 2019 года обязательная аккредитация на каждой торговой платформе упразднена. Теперь для участия в госзакупках нужно лишь разместить документы и соответствующие сведения в едином реестре участников. Как правило, в течение суток платформа проводит аккредитацию.

Если для участия требуется обеспечение заявки, выиграть торги без спецсчета не выйдет. Можно использовать в качестве специального счета расчетный при условии, что он открыт в соответствующем банке.

Аналитическая часть

Необходимо рассчитать маржинальность, оценить риски участия и определиться со стоимостью контракта, ниже которой участвовать невыгодно. Цену нужно делать конкурентоспособной.

Следует проанализировать имеющиеся ресурсы. Поскольку в закупках отсутствует авансирование, требуется запас собственных ресурсов и оборотных средств во избежание сложностей в будущем.

Помимо выигрыша закупки предстоит выполнить, потому не стоит переоценивать реальные возможности компании.

Перед оформлением заявки нужно четко понимать, сможете ли вы организовать поставки в указанные сроки или своевременно перечислить обеспечение исполнения контракта.

После расчета маржи необходимо просканировать документы на наличие ловушек от заказчика. Порой даже специалисты не могут быстро их обнаружить. Причиной со стороны заказчика служит отсеивание неподходящих подрядчиков либо простая случайность из-за невнимательности или некомпетентности.

Если удалось обнаружить заведомо невыполнимые условия, можно направить заказчику мотивированный запрос разъяснения положений закупочной документации и предложить внести соответствующие изменения.

Если заказчик откажется корректировать условия, всегда можно отказаться от участия либо обжаловать положения в антимонопольный орган. Но это редкость.

Зачастую заказчики признают ошибки, если они грамотно обоснованы, и вносят требуемые изменения.

Участие в торгах

У закупок бывают разные критерии выбора победителя. В некоторых случаях значение имеет лишь цена, которая на запросе котировок подается только один раз. На аукционах цена уменьшается поэтапно.

Существуют закупки, на которые влияют не только стоимость, но и другие факторы: деловая репутация, опыт, квалификация персонала, дополнительная сертификация (как например, комплаенс-сертификация) и так далее.

Главный этап на пути к выигрышу – правильное заполнение заявки. В случае несоответствия документации к торгам не допустят. Следует составлять заявку в точности по требованиям заказчика, учесть все рекомендации и инструкции.

Иногда участники проявляют инициативу и оформляют заявку на свое усмотрение, но это неправильный подход. Не стоит усложнять заказчику проверку и менять установленный им шаблон. Здесь креатив не уместен.

Лучше показать ответственное и внимательное отношение к желаниям заказчика.

Правила участия в торгах:

  1. Участник соглашается со всеми условиями и обязуется соблюдать регламент конкурса.
  2. Подача заявки подтверждает, что участник обладает всеми необходимыми в случае подписания контракта ресурсами.
  3. Закупочная документация оформляется строго в соответствии с указаниями организатора торгов и требованиями заказчика. Малейший недочет может привести к дисквалификации еще на этапе предварительного отбора.

Условия подачи заявки и требуемые документы оговариваются заранее. Главное – своевременно предоставить организатору максимально правильно оформленную документацию. Не стоит ориентироваться точно на установленную дату. Оставьте в запасе несколько дней для перепроверки всех документов.

Помните, не нужно прикладывать какие-либо дополнительные документы и информацию, которая не значится в условиях закупок. Это может создать противоречия и лишние сложности, и как следствие, привести к дисквалификации или проигрышу.

Эксперты Национальной Юридической Сети подготовят вас к закупкам и помогут избежать ошибок и возможных рисков.

Назаначить консультацию

Основной перечень документов для участия в торгах:

  • заверенная руководством компании заявка;
  • приказ о вступлении в должность генерального директора либо доверенность;
  • копия паспорта, СНИЛС;
  • государственная регистрация, наименование компании, адрес, ИНН;
  • учредительная документация;
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП давностью не более 15 дней;
  • приказ о назначении главбуха;
  • решение об одобрении сделки;
  • документы, свидетельствующие о соответствии участника условиям закупки;
  • налоговая отчетность за три прошедших отчетных периода и справка об отсутствии задолженностей;
  • документы, свидетельствующие о внесении обеспечения заявки на участие (банковская гарантия или платежное поручение).

Как снизить риски при заключении госконтракта

Закупка, как неотъемлемый элемент бизнеса, сопровождается рисками. Неблагоприятные события приводят к упущенной выгоде, финансовым потерям, безрезультативности, потере репутации и прочим неприятным последствиям. Предупрежден – значит вооружен. Рассмотрим риски, которые могут возникнуть у подрядной компании при участии в торгах и заключении госконтракта:

  • Организационные. Подача неполного пакета документов, заявки с неверной и неактуальной информацией или неправильным оформлением, просрочка подачи заявки. Все это влечет за собой снятие с закупка. Также сюда относится увеличение стоимости контракта, которое способствует росту потенциального дохода, но вместе с тем повышает риск проиграть. Это связано с ошибочными прогнозами ценовых конкурентских предложений, издержками по выплате зарплаты работникам и так далее.
  • Финансовые (внутренние и внешние). Невыполнение гарантийных обязательств и финансовая неустойчивость компании. Главный критерий для всех закупок – отсутствие задолженностей. Внешние риски включают недобросовестность контрагента и упущенную выгоду, возникающую вследствие срыва какого-либо мероприятия.
  • Кадровые. Помимо халатности и некомпетентности сотрудников сюда можно отнести отсутствие необходимых кадров в месте производства работ. Привлечение специалистов из других регионов влечет за собой дополнительные расходы.
  • Инфляционные. Крупные закупки могут длиться до двух месяцев. Подписание контракта тоже занимает много времени, а выполнение договора порой длится не один год. Поскольку утвержденная цена не подлежит изменениям, важно предусмотреть инфляционный риск на стадии формирования предложения.
  • Логистические. Такие риски сопровождаются сложностью и финансовыми затратами на доставку оборудования и материалов в труднодоступные регионы.
  • Коррупционные. Торги проводятся формально, а условия уже прописаны для определенного юридического лица. Заказчик может быть в сговоре с будущим исполнителем и намеренно выставлять убыточную цену, чтобы позже применить пункт об изменении цены в случае обстоятельств непреодоленной силы и поднять стоимость. Если закупка составляется для конкретной организации, документация обычно включает требования, присущие нужному подрядчику.
  • Природно-климатические. Риски связаны с географическим местоположением объекта и жесткими климатическими условиями, способными негативно повлиять на реализацию проекта.
  • Репутационные. Угроза для компании попасть в реестр недобросовестных поставщиков в случае невыполнения в срок своих обязательств.
  • Форс-мажорные. Нанесение вреда оборудованию, здоровью физических лиц вследствие непредвиденных обстоятельств, халатности других работников, стихийных бедствий.
  • Политические. Изменения государственной политики, законодательства внутри страны или за ее пределами приводит к убыткам или недополучению прибыли.
  • Информационные. Искажение сведений со стороны заказчика или организатора закупки.

Любой государственный контракт первым делом ориентирован на защиту интересов заказчика. Исполнители не могут включать в контракт свои условия или корректировать предложенные госзаказчиком, иначе рискуют потерять репутацию. Чтобы успешно работать с госзакупками, нужно внимательно подходить к таким сделкам и скрупулезно анализировать все возможные риски.

Источник: https://legal-network.ru/goszakupki/kak_minimizirovat_riski_pri_uchastii_v_torgah_i_vyiigrat_ih-i47

Хищение груза: как снизить риск утраты? 09:00, 15 октября 2019 Версия для печати

Как минимизировать риски недобросовестности участников грузоперевозки?

Проблема кражи грузов имеет давнюю историю. От современного «пиратства» страдают все перевозчики вне зависимости от вида транспорта.

Пальма первенства по количеству похищенных грузов от общего грузооборота «кочует» между перевозками автомобильным и железнодорожным транспортом. Грузы, перевозимые воздушными и морскими путями в меньшей степени подвержены кражам в крупных размерах. Почему?

Во-первых, при перевозках крупногабаритных дорогостоящих грузов крайне редко прибегают к услугам авиаперевозчиков.

Во-вторых, похитить такой груз (особенно крупную партию) возможно только вместе с самолетом, что, естественно, выглядит маловероятным.

В морских перевозках используется эффективный инструмент минимизации рисков – сюрвей (осмотр) груза, как предотгрузочный, так и непосредственно при приемке, который помогает установить объем недостачи груза и момент ее возникновения.

Перевозки грузов железнодорожным и автомобильным транспортом по грузообороту в России являются лидирующими и наиболее востребованными. 

Уверенное лидерство сохраняют перевозки именно автомобильным транспортом (по данным ГосКомСтата за 2017 год суммарный объем грузов, перевезенный автомобильным транспортом, составил 5 403,9 млн тонн, железнодорожным – 1 384 млн тонн).

Риск утраты груза в результате противоправных действий третьих лиц присутствует у всех без исключения перевозчиков и грузовладельцев, а свершившиеся факты – как правило, закрытая информация, доступная лишь для внутреннего использования.

К сожалению, кража грузов зачастую происходит не только по вине третьих лиц, не имеющих прямого отношения к транспортной компании, но и собственными сотрудниками или при их непосредственном участии.

Результаты служебных расследований не разглашаются, а официальная статистика по количеству и номенклатуре похищенных грузов в свободном доступе отсутствует.

Схемы мошенничества в сфере автомобильных перевозок различны и варьируются от случаев вскрытия пломб на автомобильных стоянках или автозаправках с последующим выносом из кузова автомобиля содержимого, до пропажи автомобилей и водителей вместе с грузом.

Ситуации со вскрытием кузова автомобиля, нарушением целостности пломб в целом легко предупреждаются и предотвращаются.

Обязанность перевозчика совершать остановки только в специально оборудованных для этого местах (в том числе находящихся под охраной и оснащенных видеонаблюдением), останавливаться в ночное время исключительно на охраняемых автомобильных стоянках в значительной степени нивелирует подобные риски.

Кроме того, крупные транспортные компании оснащают автомобили навигационными системами, позволяющими отслеживать местонахождение транспортного средства, контролировать процесс его перемещения, предотвращать отклонения от маршрута и несанкционированные остановки.

Поэтому проблема пропажи автомобилей с грузами для них характерна в гораздо в меньшей степени, чем для иных участников рынка.

Но, при этом, крупные компании сталкиваются с проблемой получения грузов по фальсифицированным документам, и количество случаев, связанных с выдачей грузов неуполномоченным лицам является стабильно высоким.

У участников рынка грузоперевозок с небольшим количеством собственного транспорта или вовсе без такового ситуации с пропажей целых партий груза являются довольно распространённым явлением. Одной из основных причин роста количества сообщений о подобных инцидентах является большое количество звеньев в цепи поставки.

Как правило, грузоотправитель заключает договор с транспортной компанией, не устанавливая запрета на привлечение третьих лиц-исполнителей.

Цепочка заказчик-экспедитор-перевозчик не всегда окончательная, часто она может содержать еще два-три звена, проконтролировать благонадежность фактического перевозчика тяжело уже второму звену, а о заказчике и речи уже не идет. 

Чем сложнее взаимоотношения по перевозке и чем больше количество элементов в цепи, тем больше времени уйдет на обнаружение груза в случае его пропажи. 

В данном случае, вероятнее всего, первым забьет тревогу грузополучатель, который в назначенное время свой груз не получит. Далее с определенным временным промежутком начнется взаимодействие между остальными участниками перевозки.

Перевозчики часто сталкиваются с довольно безобидной, в сравнении с предыдущей, ситуацией, когда злоумышленник контактирует с перевозчиком, представляясь заказчиком, а с заказчиком, соответственно, представляясь перевозчиком. Получая денежные средства за перевозку в порядке предоплаты от заказчика, он скрывается после выгрузки, оставив фактического перевозчика без оплаты.

Определить уровень риска можно по нескольким факторам. 

  • Во-первых, повышают риск устанавливаемые сторонами условия оплаты – наличными денежными средствами после разгрузки. 
  • Во-вторых, увеличивает риск пропажи груза обмен документами посредством электронной почты, когда, например, адрес визуально совпадает с доменом заказчика, но имеет незначительные изменения, на которые сотрудники могут не обратить внимания. 
  • В-третьих, необходимо быть более внимательным в случаях, когда переговоры ведутся только одним лицом, а попытки выяснить контакты вышестоящего руководства не приносят результатов.

Известные на текущий момент схемы мошенничества могут встречаться в различных вариациях и постоянно видоизменяются. С распространением электронного обмена документами и появлением возможности заключить договор или заявку на перевозку груза без физического присутствия и фактического подписания документов количество преступлений в сфере транспортных грузоперевозок не снижается.

Наличие собственной службы безопасности, проверяющей личности водителей и благонадежность компаний, не всегда гарантирует сохранную перевозку.

 

Зачастую не последнюю роль играет и человеческий фактор (водитель покинул место погрузки/выгрузки, не уведомив логиста или диспетчера), некорректное оформление документов (документы на груз утрачены или подписаны неуполномоченным лицом) или вовсе их отсутствие (выполнение заявки в экстренном режиме «форс мажор», или «сначала перевезем, затем подпишем недостающие документы»).

Предусмотреть все и защититься от всех видов мошенничества – практически невозможно. Но соблюдая простые меры предосторожности можно, по крайней мере, минимизировать риск неблагоприятных последствий.

Например, при невозможности встретиться лично, удостовериться в личности звонившего, уточнить информацию о компании, чьим представителем он является и убедиться в наличии такого сотрудника в штате и намерении осуществить перевозку.

Избегать оплаты услуг наличными денежными средствами и, по возможности, не прибегать к длинным цепочкам посредников-исполнителей. Не доверять «компаниям однодневкам», запрашивать копии документов (в том числе учредительных, копии паспортов водителей, ПТС).

Не стоит забывать, что помимо обычных мер предосторожности существуют и иные инструменты минимизации рисков, например, страхование грузов и/или ответственности перевозчика.

Компания «Независимое агентство сюрвея и аджастинга» обеспечивает комплексное сопровождение проблемных ситуаций, возникающих в логистике.

В зависимости от момента и целей привлечения в качестве независимого эксперта, компания оказывает услуги по инспекционному осмотру груза (сюрвей), урегулированию убытков (лосс аджастинг), судебному представительству по защите нарушенных прав заказчика.

Урегулирование любых, даже самых сложных ситуаций возможно при профессиональном подходе, умении реагировать быстро и своевременно, надлежащем документальном оформлении причиненного убытка и соблюдении правильной последовательности действий.

© ООО “НАСА” – Независимое агентство сюрвея и аджастинга

Источник: https://news.ati.su/article/2019/10/15/hishchenie-gruza-kak-snizit-risk-utraty-090000/

Автомобильные грузоперевозки: как минимизировать риски, связанные с мошенничеством

Как минимизировать риски недобросовестности участников грузоперевозки?

Рынок автомобильных грузоперевозок традиционно является привлекательным для мошенников. Кражи грузов, фиктивные перевозки, неоплаты — с такими неприятными ситуациями рано или поздно могут столкнуться как заказчики, так и исполнители.

Особенно если сделки происходят с помощью онлайн-платформ, которые чаще всего соединяют совершенно незнакомых людей по принципу оптимально подходящих условий перевозки.

Как подстраховать себя и защититься от мошенников? Рассказывает Святослав Вильде, управляющий биржи грузоперевозок ATI.SU.

Самый простой совет для всех, кто ищет партнеров для автомобильной грузоперевозки в Интернете, — серьезно подойти к проверке потенциального контрагента. Это стандартная практика при поиске партнеров в офлайне, где участники рынка по привычке всесторонне проверяют потенциального исполнителя, подключая в том числе и сарафанное радио.

Но в Интернете люди зачастую ведут себя иначе из-за сформировавшихся привычек: большинство не считает нужным проверять надежность интернет-магазина или продавцов на Avito. Между тем эта модель поведения не подходит к сфере автомобильных грузоперевозок.

На транспортных биржах с достаточно высокой вероятностью могут встретиться мошенники, причем с обеих сторон — как среди грузоперевозчиков, так и среди отправителей грузов.

Многие пользователи требуют, чтобы биржи сами вычисляли мошенников и удаляли их аккаунты, однако пока технические возможности платформ ограниченны, несмотря на то что многие используют различные алгоритмы для проверки аккаунтов. Надежнее, если пользователь сам в ручном режиме проверит всю информацию о потенциальном контрагенте.

Например, мы придерживаемся позиции, что удалять сомнительные аккаунты неэффективно. Это не помешает мошеннику тут же зарегистрироваться под другим именем.

Напротив, сохранение старого аккаунта становится источником полезной информации для внимательного пользователя. Система автоматически вычисляет все аккаунты-клоны — через общие компьютеры и IP-адреса.

Соответственно, грузоотправитель может увидеть, что у его возможного контрагента есть клон с сомнительной историей, и как минимум насторожиться.

При поиске партнеров для автомобильной грузоперевозки в Интернете необходимо серьезно подойти к проверке потенциального контрагента (фото: Денис Хуторецкий)

Совет № 2. Паспортный контроль

Транспортные биржи стремятся собрать максимально полную информацию о своих пользователях и предоставить к ней доступ всем участникам, чтобы они смогли перепроверить необходимые нюансы перед заключением сделки.

Например, у нас раздел с такой информацией называется «Паспорт участника АТИ»; в нем содержатся основные данные о компаниях, которые прошли процедуру официальной проверки.

Однако есть нюанс: многие участники сначала регистрируются на бирже и только спустя некоторое время присылают документы, позволяющие подтвердить информацию в профиле.

Соответственно, если вы выбрали потенциального партнера, который пока имеет неподтвержденный аккаунт, то заключать с ним сделку по меньшей мере рискованно. Между тем такие ситуации встречаются регулярно: участники рынка соглашаются работать  фактически с фейковыми партнерами просто потому, что те предлагают более низкую стоимость перевозки.

Совет № 3. Работа с претензиями

Минимизировать риск сделки с недобросовестным партнером помогает анализ его деятельности хотя бы за последний год. Отзывы о нем можно поискать в Интернете, на специализированных форумах или на транспортной бирже. Например, у нас эту информацию можно найти в разделе «Претензии и НП (недобросовестные партнеры)».

В первую очередь настораживать должны компании, которые имеют неурегулированные претензии, — какие бы выгодные условия грузоперевозки они ни предлагали.

Также очень внимательно, оговаривая все детали, нужно вести переговоры с контрагентами которые имели много претензий в прошлом, но уже урегулировали их.

Возможно, они предпочитают сознательно затягивать оплату до тех пор, пока не получат выставленную претензию.

Но если все-таки условия, которые они предлагают, оптимальны для вас, то лучше связаться с теми компаниями, которые выставляли претензии вашему возможному партнеру, и получить от них детальную информацию.

На нашей бирже история претензий — это еще и мощный стимул для всех зарегистрированных участников работать честно. При выборе контрагента в режиме офлайн фактически единственная возможность разрешить ситуацию в случае конфликта — это суд.

При работе через транспортную биржу есть еще один способ: выставить претензию. Обычно компания стремится как можно оперативнее ее устранить, иначе рейтинг компании падает и ей становится гораздо сложнее находить партнеров через биржу.

Получается, претензия фактически выполняет роль арбитражного суда.

Совет № 4. – не гарантия

В целом биржа работает так же, как сервисы бронирования отелей, — основным показателем надежности ее участников является рейтинг, поэтому все заинтересованы в том, чтобы он был максимально высоким, и готовы его повышать, в том числе недобросовестными методами.

Дело в том, что некоторые компании прекращают свою деятельность, уходят с рынка или приостанавливают работу с той или иной транспортной биржей. После этого их аккаунты становятся мишенью для мошенников — они пытаются их перекупить, а потом использовать в своих интересах.

На нашей бирже отследить эту ситуацию можно по истории активности. Если активность участника на какой-то срок падала до нуля, а потом снова резко возобновилась, то велика вероятность, что аккаунт стал фейковым. Также индикатором могут стать недавние изменения данных аккаунта.

Особенно должна насторожить смена номера телефона и/или адреса электронной почты (их крайне редко продают вместе с аккаунтами). В этом случае стоит связаться с потенциальным контрагентам по старым контактам, которые видны в истории изменений, и уточнить всю необходимую информацию.

Совет № 5. Надежные контакты

Проверке контактов стоит уделить особое внимание, поскольку при каждой сделке существует угроза мошенничества со стороны третьих лиц.

На любом этапе мошенники могут попробовать заключить с вами соглашение от лица какой-либо солидной компании, в том числе используя подставные чужие номера телефона или адреса электронной почты.

Поэтому ни в коем случае нельзя пренебрегать простыми проверками.

Если, например, вы разместили груз на транспортной бирже и вам позвонил «представитель» какой-либо компании, необходимо найти на официальном сайте или в аккаунте на бирже ее телефонный номер и самостоятельно перезвонить — это самый надежный вариант свести к минимуму риск подставных номеров.

Аналогичную проверку следует проводить и при общении по электронной почте — современные технологии позволяют мошенникам рассылать уведомления даже от домена транспортных бирж. Чтобы проверить электронный адрес, рекомендуется самостоятельно отправить на него письмо и дождаться ответа.

Но если есть возможность, то лучше всего пользоваться специальными инструментами для общения — например, участникам нашей биржи мы рекомендуем проводить переговоры с помощью «АТИ Мессенджера». Это дает гарантию, что общение идет не с подставным лицом.

Вывод

Обычно соблюдения таких правил хватает, чтобы минимизировать риски мошенничества. Но чтобы подстраховаться еще больше, можно провести ряд дополнительных проверок. Например, у биржи ATI.

SU есть несколько партнеров, специализирующихся на оценке рисков работы с возможными контрагентами.

Они могут провести глубокую проверку юридического лица, изучить данные конкретной машины, проверить надежность водителя, используя анализ информации соцсетей, определить местоположение груза, задать контрольные вопросы по уставным данным.

Источник: http://truckandroad.ru/business/avtomobilnye-gruzoperevozki-kak-minimizirovat-riski-svjazannye-s-moshennichestvom.html

Управление рисками поставок и управление договорами – Наталья Уразова. Тренер по закупкам и производству

Как минимизировать риски недобросовестности участников грузоперевозки?

  • Риск существенного изменения цены (более 3-5%, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения);
  • Риск изменения качества (дефекты, снижение качества готовой продукции или её компонентов, изменение спецификации);
  • Риск нарушения потока товаров и услуг (не только по срыву сроков поставок, но и по комплектации, пересортице, отсутствию необходимых документов и сертификатов, неверных штрих-кодов и т.п., включая отказ контрагента от дальнейшей деятельности);
  • Репутационный риск (влияние на репутацию в глазах клиентов и потребителей, от использования товаров с применением детского труда и нарушением экологии до потери клиентов из-за неисполнения обязательств).

Категории рисков поставок 

Определите все возможные риски поставок. Основой для определения рисков будет история поставок данного товара (материала, услуги), история работы с поставщиками, а также данные по анализу рынка снабжения и PESTLE-анализ.

Обратите внимание не только на официальные претензии, но и на незначительные сбои в поставках, быстро осуществленные замены и т.п. Подобного рода незначительные, на первый взгляд, ситуации являются предвестниками большой проблемы и сигналом для более внимательного отношения.

Обязательно вносите информацию о таких ситуациях в Карточку поставщика в вашей Базе поставщиков.

Составьте перечень рисков, проранжируйте по степени критичности и влиянию на производство, по возможным финансовым потерям и упущенной выгоде, по степени вероятности наступления риска и оцените управляемость риска.

Какие мероприятия снижают риски поставок?

Для определения мероприятий применим диаграмму «галстук-бабочка». Вы можете использовать мозговой штурм и опрос экспертов по оценочным листам.

Диаграмма галстук-бабочка для определения предотвращающих, уменьшающих и восстанавливающих мер

Из вашего списка рисков выбирайте по одному риску и определяйте предотвращающие наступление риска меры, уменьшающие влияние наступившего риска меры и восстанавливающие меры. 

Пример мероприятий по снижению риска

В результате такой работы у вас возникнет план корректирующих и предотвращающих мер.

При этом мы понимаем, что увеличивать срок выполнения заказа для клиента или увеличивать товарный запас – это новые риски и дополнительные расходы, как и срочная закупка по любой цене. Никакие штрафы не покроют реальные потери.

Именно поэтому акцент надо делать на предотвращающих мерах, которые требуют системного подхода к организации процесса закупок и к созданию системы управления эффективностью деятельности поставщиков.

Что входит в систему управления рисками поставок?

Управление рисками поставок – процесс выявления рисков, связанных с поставщиками, и создание условий по предотвращению сбоев процессов, зависящих от поставщиков.

Система управления рисками поставок включает в себя:

  • Идентификацию и оценку рисков;
  • Непрерывную идентификацию рисков;
  • Создание договоров с контрагентами с включением вопросов предотвращения рисков и ответственности за невыполнение обязательств;
  • Создание процедур управления рисками;
  • Разработку плана корректирующих и предотвращающих мер;
  • Создание механизма мониторинга рисков;
  • Формирование команды управления рисками, способную  самостоятельно выполнять и совершенствовать систему управления рисками поставок.

Какие виды и условия договора снизят риски поставок?

Отдельно хочется отметить виды и условия договоров. 

Вы должны определить применяемые виды и типы договоров, описать порядок определения цены на товар (материал, услугу), определить основные условия существующих договоров, основные направления заключения договоров, критичные условия, содержащиеся в договорах, условия смены контрагента.

В договоре может быть указана следующая информация:

–      Предпочтительный вид заключаемых договоров: долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный или разовый, обоснование такого выбора;

–      Целесообразность использования долгосрочного договора;

–      Использование типового договора (стандартные сроки и условия);

–      Основные пункты, которые должны быть отражены в стандартных сроках и условиях (такие как досрочное прекращение, подготовка кадров, гарантированный уровень технологии или инвестиций);

Какие вопросы должны быть включены в договор для предотвращения рисков и соблюдения обязательств по договору:

–      Выплата неустойки;

–      Договорные гарантии;

–      Гарантии компании-учредителя и/или банка;

–      Переход собственности и рисков;

–      Поэтапная разбивка платежей, связанная с этапами выполнения обязательств.

–      Стратегия прекращения договора в случае если:

  • Условия договора становятся неконкурентными на рынке;
  • Контрагент не выполняет обязательств;
  • Контрагент не соблюдает график;
  • Конкуренция возникает в связи с революционным технологическим решением;
  • Сокращение объема потребности по сравнению с тем, что было предусмотрено договором по инициативе вашей компании и в связи с изменениями потребности;
  • Выполнение программы задерживается.

–      Последствия для контрагента в случае досрочного прекращения договора;

–      Расходы и риски связанные со сменой поставщика (в случае досрочного прекращения действия договора).

Дополнительные договорные условия 

В отношении закупки необходимо рассмотреть и учесть следующие вопросы:

–      Сроки и условия доставки, складирования и хранения,

–      Требования к упаковке,

–      Условия страхования на период перевозки,

–      Доступность у поставщика требуемых запасных частей,

–      Условия и сроки технического обслуживания,

–      Налоги и сборы,

–      Международные коммерческие условия,

–      Условия монтажа, шефмонтажа и пуско-наладки,

–      Гарантия на период отправки, доставки или монтажа,

–      другое.

Модель управления договорами

Проверьте вашу модель управления договорами. В нее должны быть включены следующие составляющие:

  1. Создание договора (Типовой договор или договор поставщика, насколько нужно изменить договор, чтобы снизить риски);
  2. Управление продуктивностью договора (Насколько эффективны используемые договорные условия, внесение KPI в договор, применение Единой базы договоров и отчетности);
  3. Управление изменениями (Каким образом вносятся изменения в договор, Как происходит пролонгация, Как заключаются дополнительные соглашения);
  4. Управление закрытием договора (Какие процедуры необходимо инициировать до или после закрытия договора, Какие обязательства должны выполнить стороны по работе с конфиденциальной информацией).

Мы с вами рассмотрели основы управления рисками поставок: категории рисков поставок, составление плана корректирующих и предотвращающих мер с применением диаграммы «галстук-бабочка», элементы системы управления рисками поставок, основы управления договорами.

Грамотный подход к идентификации рисков и формированию системы управления рисками поставок позволит вашей компании серьезно снизить издержки по процессам, сократить потери и уменьшить расходы, связанные с нарушением обязательств со стороны поставщиков и с их способностью осуществлять производство и поставки.

При подготовке статьи использованы материалы тренингов Натальи Уразовой.

Приходите на открытые семинары и тренинги по закупкам (выбрать тренинг в расписании)

Источник: https://www.urazova.com/blog/upravlenie-riskami-postavok-i-upravlenie-dogovorami/

Юр-Центр Варуна