Как юридически закрепить за собой авторское название музыкального коммерческого проекта?

6 способов защиты авторского права

Как юридически закрепить за собой авторское название музыкального коммерческого проекта?
Привет, Хабр.

Обучающая платформа LendWings готовится к совместной работе с одним правильным Бизнес-Ангелом из Беларуси и мы решили перенести запуск на 1-е сентября, чтобы MVP не был в совсем сыром состоянии.

Ближе к запуску, мы обязательно расскажем про весь процесс оформления наших отношений с инвестором и участниками команды, опишем как решали проблемы и готовили проект. Перед включением боевого режима, я расскажу о нескольких интересных курсах и авторах, с которыми мы планируем работу. Начну с довольно простого, но актуального материала. Речь пойдет о бесплатном курсе по защите интеллектуальной собственности.

Лен Смит (Len Smith) — владелец компании Copyrighting On Demand, специалист по защите авторских прав, копирайтингу и продажам в сети. Лен Смит – профессионал с 20-ти летним опытом, тренер по продажам для многих стартапов, а также партнер и друг крупнейших мировых компаний. Среди его клиентов – Vodafone, The Financing Leasing Association, Lloyds и многие другие.

В своем курсе “Защита интеллектуальной собственности” он раскрывает основные приемы защиты и дает несколько интересных советов. Я попрошу Хабр ознакомиться с превью и несколькими главами из курса, которые были переработаны автором специально для LendWings и переведены нашей командой. Я постарался выбрать самое интересное, а весь курс целиком будет доступен на нашей платформе в бесплатном доступе. Надеюсь, вы найдете для себя полезную информацию. Я должен еще раз подчеркнуть, что все изложенное мною – это лишь исключительно мое мнение и основано на моем личном опыте в этой сфере. И эта информация практически бесполезна для тех, кто юридически подкован. Но, как мы знаем, таких людей на практике очень мало. Мои лекции это лишь краткий, но легко усваиваемый курс по защите ваших прав. А еще я использую приемы, которые не подскажет вам ни одна юридическая компания в мире.

С наилучшими пожеланиями, Лен Смит.

Авторское право защищает продукты интеллектуального труда: контент вебсайта, программное обеспечение, кино, аудиозаписи, статьи, художественные и научные работы. Авторское право не позволяет другим людям использовать продукт вашей творческой деятельности без вашего разрешения. Оно позволяет вам требовать плату за право использования вашего продукта. Исключения 1. Идеи (сюжет романа) 2. Чистые факты 3. Все, что не зафиксировано (находится в чьей-то голове, и не сохранено на носителях информации) 4. Короткие названия: имена, заглавия, или маркетинговые лозунги Чтобы защитить вашу работу авторским правом не нужно никаких длительных приготовлений, как в случае с патентом. Вы просто должны сохранить вашу работу на любом материальном информационном носителе и использовать следующую подпись после любой вашей работы:

Copyright ваше имя, дата или ваше имя, дата

Казалось бы все просто. Но обратная сторона медали заключается в том, что доказать именно ваше авторство крайне сложно. Я бы хотел поделиться несколькими советами, которые могут быть вам полезны:

1. Простое неопровержимое доказательство

Этот прием я назвал так, потому что он крайне прост и работает практически в любом уголке мира. Везде, где есть государственная почта. Обратите внимание, что частная компания уже не будет таким неопровержимым доказательством. Вы берете плод своего интеллектуального труда, указываете нужную символику защиты авторских прав, относите на почту на любом информационном носителе, желательно как можно более долговечном, покупаете конверт и … отправляете письмо самому себе. На вашем конверте будет стоять штамп почтовой службы с датой. Этот конверт будет являться неопровержимым доказательством вашего авторства в любом суде мира, в то время как тяжбы по похищению интеллектуальной собственности с веб-сайтов могут длиться годами.

2. Влиятельный знакомый

В нашем обществе авторитет порой значит больше, чем доказательства. Если вы работаете с крупным заказчиком, или у вас есть дядюшка в Вашингтоне, то их свидетельства и поддержка в вашем деле против злоумышленников могут быть очень важны. В роли влиятельного знакомого может выступить любой человек со связями, который располагает сведениями о вашей причастности к продукту интеллектуального труда.

3. Челночная дипломатия

Данный метод не совсем честный с правовой точки зрения, но эффективный. Я раскрою вам данный способ, рассказав небольшую историю: Однажды, серфя по интернету я наткнулся на свой сайт. На нем были мои материалы, мои услуги и продукты и даже моя фотография. Но другое доменное имя и другие реквизиты. Я начал «копать»: нашел один из электронных ящиков моего противника, нашел контакты его хостера и платежных систем, которые использовал злоумышленник, но на мои письма и требования никто не отреагировал. Такое бывает, если злоумышленники используют откровенно пиратских абузоустойчивых хостеров. Я понял что ситуация практически тупиковая. И вот что я предпринял: 1. Я составил письмо со всеми требованиями “закона об авторском праве в цифровую эпоху” (dmca). Письмо было подписано мной, заверено, обосновано и содержало контактную информацию. 2. Я подделал в фотошопе письмо от влиятельной американской правительственной организации, в котором говорилось, что некоторые материалы, размещенные на моем сайте, в частности, статьи для правительственных сайтов, могут быть искажены и использованы злоумышленниками во вред национальной безопасности. И теоретически это могло быть правдой. 3. Я передал информацию в платежную систему, которую использовал пират, вместе с поддельным скриншотом ответа хостера. 4. Дождался испуганной реакции платежной системы и отправил материалы вместе с “чистым” ответом платежной системы — хостеру. 5. Написал на личный ящик злоумышленника, что его кошельки арестованы, и можете не обращаться за помощью к хостеру, потому что даже удаление материалов, не спасает ситуацию. 6. Далее я написал еще одно письмо хостеру, в котором я сослался на закон, который не освобождает от ответственности, если нарушитель удалит материалы, с припиской, что единственным выходом из ситуации будет полное удаление веб-сайта. 7. На следующий день сайт перестал существовать. В своих подделках я использовал измененные названия правительственных организаций и их символики, поэтому меня было нельзя уличить в подделке официальных документов. Я был защищен, и при этом, создал достаточно правдоподобную легенду, которой вполне хватило, чтобы убедить хостера закрыть сайт и платежную систему — кошельки своего клиента. Прошу заметить, что в случае борьбы против злоумышленника, который размещает свой сайт на сервере “белой” хостинг компании, вам достаточно пройти первый пункт и ваши требования будут обязаны выполнить.

4. ISBN

Что такое ISBN? Это международный стандартный книжный номер. Это официальная, международно-признанная форма регистрации, которую используют издатели, книготорговцы и библиотеки для заказа, составления списков и складского учета. По сути это просто инвентарный номер. Но я знаю некоторых самоиздающихся писателей-романистов, которые защищали свои работы при помощи этого номера.

5. Компании, предлагающие регистрацию авторских прав

В большинстве стран не существует государственных и или полугосударственных органов, регистрирующих авторские права. Исключением являются Соединенные Штаты Америки. У них есть сайт www. сopyright.gov

В Великобритании есть ведомство интеллектуальной собственности — www.ipo.gov.uk — это невероятно полезный сайт, но он не выполняет функции регистратора.

Есть много независимых коммерческих организаций, которые вы можете найти в интернете, которые предлагают выступить в качестве регистратора ваших авторских прав за небольшую плату. Некоторые называю себя официальными организациями, используя в названии своей компании слово «Авторитет», а некоторые даже не просят вас выслать им копию вашей работы – от вас требуется регистрация и оплата. Последним, я бы не стал доверять. Если вы решили заручиться поддержкой он-лайн регистратора, я советую вам проверить гарантии, которые они предлагают. Стоить такая услуга вам будет примерно 50-60 долларов за пять лет регистрации. И по сути, их работа заключается в том, чтобы по первому вашему требованию приступить к работе по первым трем, вышеописанным пунктам.

6. Специализированные онлайн сервисы

В связи с ростом популярности и значения музыкальной индустрии появился целый ряд компаний, предлагающий услуги по удалению пиратского контента. Они стали настолько популярными и успешными, что даже книгоиздатели активно пользуются их услугами. В отличие от компаний, о которых мы говорили раньше, предлагающих регистрацию авторских прав, они предлагают более активные действия по защите ваших материалов. Вместо того чтобы просто регистрировать ваши авторские права, они активно ведут борьбу по недопущению распространения вашего материала в сети. Некоторые пошли еще дальше. Без вашего непосредственного участия и принятия вами решений, они круглосуточно следят за возможным явлением нарушения ваших прав. Поиск в интернете предоставит вам огромный выбор подобного рода компаний.

Я могу порекомендовать только одну, так как я писал детальный обзор этой компании и беседовал с ее управляющими – это Линкбастерс. Они утверждают, что удаляют 99% пиратского контента с файлообменников и 70% с торрент-сайтов. Проверьте их работу, но прежде чем примите решение, проанализируйте и другие компании предоставляющие такие услуги.

Источник: //habr.com/post/189338/

Зачем нужны авторские права на песню и музыку и как их получить?

Как юридически закрепить за собой авторское название музыкального коммерческого проекта?

Музыкальное произведение — наиболее распространенный объект авторского права.

Создатель композиции обладает правом на продукт с момента появления произведения и может распоряжаться им по своему желанию: продать, подарить, сделать копию и пр.

Однако, закон не всегда встает на сторону сочинителя. Чтобы защитить права на музыку, песню, автор может узаконить свою интеллектуальную собственность.

Что это такое?

Лицо, которое создало музыкальное произведение, признается его автором. Человек может распоряжаться результатом собственного творческого труда по своему усмотрению. Эти полномочия распространяются на изданные композиции и на неизвестные публике материалы.

Важно! Законы РФ запрещают использование произведений, без согласия их владельца.

Авторство — исключительное право, на него возникают личные имущественные и личные неимущественные права:

  • На авторство и имя (создатель произведения имеет выбор, предстать перед публикой под собственным именем, использовать псевдоним или остаться анонимом).
  • На неприкосновенность композиции (никто не может изменить или воспользоваться результатом творческой деятельности, кроме самого автора, его представителя или наследника). Данным правом обладает оригинальный продукт.
  • На обнародование произведения (каждый человек в праве придать свое творение гласности) (ст. 1255 ГК РФ).

Кто может получить и для чего это нужно автору песни?

Чтобы иметь возможность законно использовать музыкальную композиции (распространять ее, размещать в интернете, делать аранжировку, включать в создание фильмов и прочее), потребуется получить разрешение от правообладателя этого продукта.

Авторские права на произведение имеют лица:

  • композитор (музыка);
  • поэт, стихотворец (текст песни);
  • аранжировщик (человек, который переработал оригинал композиции).

Где можно оформить?

Согласно статье 1259 ГК РФ для защиты авторского права на музыкальное произведение, регистрировать композицию или соблюдать другие формальности не обязательно. Авторские полномочия возникают с момента создания музыки или песни.

Однако, достаточно часто происходят случаи плагиата, т. е. незаконное использование или присвоение результатов чужого труда.

Поэтому, заинтересованные лица, стремясь обезопасить свое музыкальное творение, обращаются в специальные органы для подтверждения правообладания:

  1. Главной инстанцией, проводящей регистрацию авторских прав, считается Российское Авторское Общество (РАО). Документ, полученный в РАО наделен юридической силой и гарантирует неприкосновенность композиции.Для трансляции музыки или песни по радио, телевидению, для выступления исполнителя в концертных залах, необходимо предоставить свидетельство, выданное обществом, для подтверждения законности авторства.
  2. Обратиться за помощью в регистрации прав можно в патентное бюро, которое собирает и направляет нужные документы в РАО.

Как зарегистрировать?

Существует несколько вариантов, как сделать регистрацию авторства песни, музыки:

  1. Почтовое отправление:
    • на бумаге распечатать ноты мелодии и ее текст или записать аудиофайл на электронном носителе;
    • отправить по почте материал в запечатанном виде на свое имя;
    • получить конверт, но не распечатывать его и хранить у себя или у доверенного лица (нотариуса).
  2. Электронное депонирование. Отправить запись на сервер с указанием даты загрузки и цифровой подписью. Этот способ используется часто, но является самым ненадежным, так как высока вероятность взлома сайта и подделка документа.
  3. Обращение в нотариальную контору. На бумажном носителе предоставить юристу распечатанные ноты и текст композиции, а также паспорт сочинителя. Специалист заверяет документ и передает один экземпляр на хранение автору, другой — остается у нотариуса.
  4. Получение свидетельства в РАО. Классический и безопасный способ регистрации произведения. Для оформления понадобятся:
    • Заявление, в котором будут указаны личные данные по паспорту всех авторов композиции.
    • запись на электронном носителе и трек-листы.
    • Название музыкальной композиции, ее жанр и формат, информация об исполнителях, сочинителях и данные об оригинальности.
    • Если произведение создано в результате переработки уже имеющегося материала, должно быть предоставлено разрешение от правообладателя на изменение музыки или песни. Обязательно указывается размер авторского вознаграждения, полученного им за разрешение использования композиции.
    • Саундтрек к фильму регистрируется при наличии договора с киностудией и музыкальной справки.

    Важно! Регистрация в РАО необходима для распределения или выплаты гонорара правообладателю. Она подтверждает, что общество является ответственной организацией за сбор вознаграждения, его распределение и выплату.

    РАО не проверяет, является ли заявитель сочинителем музыки или песни, но заверяет тот факт, что человек первым обратился в организацию.

Все указанные способы не устанавливают авторские права на произведение в прямом смысле. В российском законодательстве нет официальной процедуры регистрации результата интеллектуальной деятельности (кроме программ ЭВМ).

О том, как получить авторские права:

  • на книгу;
  • на стихи;
  • на фотографию;
  • в интернете;

читайте в статьях по ссылкам.

Но данные способы послужат доказательством, что произведение в дату обращения уже было создано и в суде будет свидетельствовать в пользу правообладателя. Главное в процедуре регистрации авторства, провести ее до момента обнародования композиции.

В видео о том, как зарегистрировать авторские права на музыку:

Как поставить?

Чтобы подчеркнуть, что права на музыкальную запись находятся в собственности, существуют определенные средства защиты:

  1. Технические способы. Под ними понимаются различные технологии, технические устройства, их составляющие, которые контролируют доступ к песне или музыке, ограничивают или снижают воздействие на композицию без разрешения автора (ст. 1299 ГК РФ).
  2. Знак охраны авторского права. На бумажной распечатке нот или текста песни, а также на упаковке электронного носителя, на произведение творческого труда сочинителя может быть нанесен знак:
    • латинская буква «C» в окружности;
    • имя или название организации правообладателя;
    • год первого издания материала.

Важно! Ст. 1257 ГК РФ подчеркивает, автором считается лицо, чье имя указано в продукте. Доказать подлог можно только в судебном порядке.

Авторское право принадлежит создателю мелодии или песни изначально. Но, на практике часто происходят случаи плагиата музыкального произведения или его части.

Чтобы обезопасить себя и свое творчество, сочинитель может запатентовать композицию, обратившись в РАО, нотариусу или в посредническое бюро.

Для защиты самого произведения, существуют специальные технологии, которые ограничивают доступ к музыкальной записи, а также знак охраны авторства.

Источник: //znaipravo.com/intellektualnoe-pravo/avtorskoe/kak-poluchit-na-muzyku-i-pesnyu.html

Как оформить авторские права на название группы?

Как юридически закрепить за собой авторское название музыкального коммерческого проекта?

Тема авторского права на название группы интересна музыкантам, желающим официально оформить название своей группы. В данной статье мы расскажем о способах обеспечения интересов создателей «имени» музыкальной группы, что рано либо поздно потребуется каждому талантливому исполнителю.

Создание «мощного» и «запоминающегося» наименования, под которым будет выступать джаз-, поп- или рок-бэнд – это действенный способ продвижения, позволяющий музыкантам заявить о себе, привлечь внимание слушателей и продюсеров.

Особенности понятия «авторство» в музыкальной сфере

Закрепление авторства на «имя» творческого коллектива, вокально-инструментального проекта – эта область защиты интеллектуальной собственности обоснованно считается одной из самых сложных. Здесь пересекаются интересы автора творческого произведения и возможности, которые предоставляет «раскрученное» наименование ансамбля, зарегистрированное в качестве товарного знака.

В российском законодательстве нет юридического термина, определяющего понятие «Название музыкального коллектива».

Кроме того, подвижек в этом вопросе и не предвидится, что вполне обоснованно, поскольку большинство юристов считает его тождественным термину «товарный знак».

Это ограничивает выбор словесных элементов, учитывая достаточно большой перечень ограничений, на основании которых их регистрация, в качестве объекта интеллектуальной собственности, не допускается.

Музыканты, придумав уникальное название своего вокально-инструментального проекта, не вправе рассчитывать и на защиту своего авторства на основании статьи 1259 ГК РФ. В ней нет ни слова об «имени» коллектива.

  1. 1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения…

Вместе с тем, имеется все же возможность закрепить свое авторство, как человека, придумавшего наименования ансамбля исполнителей. Поскольку авторские права распространяются на любой результат творческой деятельности с момента его создания без каких-либо дополнительных действий.

Статьи 1259 ГК РФ

  1. 4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В теории, достаточно лишь назвать одно из созданных лично музыкальных произведений так же, как и коллектив, чтобы закрепить авторство.

Обращаем внимание, что при использовании общеупотребительного литературного слова запретить его воспроизведение другим участникам рынка невозможно.

Однако, этот способ не только не гарантирует защиту интересов автора, но и не исключает вероятность того, что начнутся концерты «двойников». Да и как сообщить иным участникам рынка, что у «словесного элемента», представляющего музыкантов, имеется хозяин.

Бытует ошибочное мнение, что для рок- или джаз-бэнд можно оформить патент. Но такого понятия, как «запатентовать название» в отечественной юридической практике не существует, а патент выдается лишь на инновационные изобретения и технологические новинки.

Так что же делать? Как же защитить авторские права, ведь даже известное всем музыкантам РАО не имеет законных оснований для регистрации наименования творческого коллектива, а лишь надзирает за отчислениями вознаграждений автору.

Да и то лишь в отношении тех исполнителей, которые заключили с РАО соглашение.

Как ансамблю защитить свое авторское право

В качестве одного из вариантов специалисты рекомендуют придумать коллективный псевдоним, а затем:

  • составить соглашение в письменном виде об осуществлении совместной творческой (концертно-музыкальной) деятельности под этим псевдонимом, подписанное всеми участниками группы;
  • это соглашение необходимо заверить в нотариальной конторе в форме гражданского договора.

Нотариально заверенное соглашение, при появлении группы-двойника, позволит подтвердить дату создания имени группы исполнителей вокально-музыкальных композиций.

Для фантазийного словесного элемента (псевдонима) может быть проведена регистрация в международном стандартном идентификаторе имен и псевдонимов ISNI.

Для полноценной защиты словесного элемента, под которым намерены выступать исполнители вокально-инструментальных композиций, лучшим вариантом является все же его регистрация в качестве товарного знака. Правда, для этого потребуется:

  • зарегистрироваться в налоговой, в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица (ООО, к примеру, может называться так же, как и ансамбль);
  • провести процедуру регистрации объекта интеллектуальной собственности в Роспатенте.

Правда, даже в этом случае, может потребоваться помощь опытных специалистов-патентоведов. Ведь не каждый словесный элемент, за исключением 100% фантазийного, может быть признан уникальным и способным идентифицировать правообладателя.

05.10.2019, 520 просмотров.

Источник: //www.s-tm.ru/articles/oformlenie_avtorskih_prav_na_nazvanie_gruppi/

Авторские права на музыку: как оформить и защитить

Как юридически закрепить за собой авторское название музыкального коммерческого проекта?

Авторское право — один из самых неоднозначных институтов в юридическом праве. Термин подразумевает возможность использовать готовое музыкальное произведение по собственному усмотрению, в том числе для создания копий и чтобы получить прибыль. Закон не всегда находится на стороне автора, поэтому важно заранее побеспокоиться и узнать, как оформить авторские права на песню или музыку?

Как образуются авторские права на песню

Авторские полномочия принадлежат тому, кто создал песню

Авторское право формируется в момент создания музыкального произведения. Автором признается лицо, творческим трудом которого была создана композиция.

Создателю для этого нет необходимости предпринимать специальные действия. Нет необходимости также в оформлении патента. Авторские полномочия принадлежат тому, кто создал песню, если нет доказательств обратного.

Важно! Использование объектов чужого авторского права строго запрещено законом.

Данные полномочия распространяются как на опубликованные композиции, так и на те, чьи записи хранятся в архиве у автора.

Авторское право — исключительное, на него возникают личные имущественные и личные неимущественные права. В первую очередь, это — на авторство и имя.

Создатель может публиковать произведение под свои именем, под псевдонимом или анонимно, а также создавать копии и распространять их.

Авторское право на музыку принадлежит композитору, поскольку именно он создает мелодию. Слова могут при этом принадлежать другому лицу.

После смерти создателя авторские права действуют еще 50 лет, а право на их защиту переходит по наследству. Распространяется только на территории страны, где было зарегистрировано.

Порядок регистрации авторских прав

Несмотря на то, что авторские полномочия появляются в момент создания произведения, многие авторы сталкиваются с плагиатом. Это понятие обозначает незаконное присвоение плодов чужого труда (текстов, музыки), выпуск их под своим именем и цитирование без указания авторства.

В России такие действия являются уголовным преступлением. Полностью обезопасить себя от мошенников невозможно, но защититься и выиграть суд — вполне. Для этого нужно точно знать, как зарегистрировать авторское право на песню?

Регистрация авторских прав на песню в России осуществляется для того, чтобы защитить привилегии создателя. Сделать это можно несколькими способами, однако на сегодня оптимальным вариантом считается прохождение регистрации в РАО (Российское авторское сообщество).

Существует несколько способов, как зарегистрировать авторские права на музыку

Нотариальное заверение послужит лишь свидетельством владения композицией на определенное число. Это может стать решающим аргументом в суде, но такой документ не является доказательством создания произведения.

Это не единственный способ подтвердить авторство. Юристы рекомендуют еще несколько методов, как зарегистрировать авторские права на музыку:

  • публикации с упоминанием песни и проставлением конкретной даты;
  • корреспонденция с нотами и текстами (обязательно наличие почтового штампа);
  • электронное депонирование.

В последние годы именно последний вариант стал набирать популярность. Для этого достаточно лишь отправить песню на сервер, где будет записана дата ее загрузки, а также проставлена цифровая подпись.

Основные способы подстраховать себя от возможного плагиата:

  1. Самый надежный — почтой отправить самому себе заказным письмом диск с записями песен, музыкальными треками. После получения, посылку нужно хранить невскрытой — юридически это теперь официальный документ, с помощью которого можно защитить свои права на произведение, если кто-то попытается украсть авторство.
  2. Поскольку песня состоит из 2 компонентов, лучший способ защиты — запись нот и слов. Лучший способ представить мелодию — распечатать партии всех инструментов, включая голос, набранные в MIDI-редакторе (Guitar Pro, Cubase, Sibelius и др.). Слова песни лучше поместить в трек с мелодией вокала. Готовые листы запечатайте в конверт. Далее потребуется нотариус, имеющий право хранить документы в несгораемом сейфе. Туда следует поместить песни. При возникновении споров, это будет доказательством авторства, при условии, что кто-то другой не запатентовал их раньше.Информировать специалиста о содержимом конверта необязательно. По закону, вы имеете права сохранить эту информацию в секрете.
  3. Регистрация в РАО (Российское авторское общество). Классический и надежный вариант. Фактически, это не является оформлением авторских прав на песню, однако процедура необходима для получения вознаграждения за использование песен. В суде такой документ может оказаться полезен. Для оформления понадобится:
    • заявление с указанием паспортных данных всех соавторов, исполнителей;
    • фонограммы в аудиоформате и трек-листы;
    • название, жанр и формат песни, а также данные об исполнителях, соавторах и сведения об оригинальности (если композиция основана на переработке чьего-то творчества необходим документ, подтверждающий разрешение правообладателем проведения трансформаций, а также размер авторского гонорара, полученного им за использование продуктов творчества).

При регистрации саундтрека к фильму, к заявлению прикладывается договор с киностудией и музыкальная справка.

Как проверить музыку на авторские права

Проверить музыку на авторские права, возможно, через

Если в проекте требуется использовать чужую музыку, то перед началом работы необходимо проверить ее на авторские права. Для этого можно использовать портал , он не только является лидером по размещению новых произведений, но и строго блюдет авторство, наказывая нарушителей. Авторы должны быть подлинными.

Проверить, в каком состоянии находятся авторские права на ту или иную композицию можно с помощью аудиотеки. Это полезный сервис, даже если вы не планируете сотрудничать с порталом.

Для проверки нужно выполнить следующие действия:

  1. Открыть вкладку «Творческая студия» (правый верхний угол).
  2. После нажатия «Создать» появляется фонотека с бесплатными звуками и музыкой.
  3. Чтобы проверить композицию по названию или имени исполнителя, выберите раздел «Музыка с рекламой» и введите данные туда.
  4. В появившемся перечне нужно выбрать композицию, которую вы собираетесь использовать и в строке с ней нажать галочку. Если музыка уже охраняется авторским правом, появится окошко с сообщением об ошибке и наказанием за использование трека без соответствующего разрешения.

Сегодня это самый простой и удобный способ проверить авторские права. тека хотя и не содержит всех композиций, но постоянно пополняется.

Если музыка защищена авторскими правами

Несмотря на строгость в отношении авторского права, существуют случаи, когда защищенный контент можно использовать. Такое явление получило название добросовестного использования, которое подразумевает достижение одной из целей:

  • обучение;
  • исследование;
  • критика;
  • комментирование;
  • информирование.

В противном случае, использование контента защищенного авторским правом является незаконным, даже если указать автора, не получать выгоды с записи, приобрести песню легально на диске или онлайн.

Cуществуют случаи, когда защищенный контент можно использовать

Чтобы использовать подобные песни и музыку, необходимо приобрести лицензию у компании, осуществившей запись. Организации редко соглашаются сотрудничать с частными лицами, но в случае их согласия придется выложить круглую сумму. Если такой возможности нет, лучше не использовать выбранный контент.

Заключение

Авторское право принадлежит создателю музыки или песни изначально. Подтверждать это нет необходимости.

Однако на практике авторы и исполнители сталкиваются с плагиатом, незаконным присвоением третьими лицами объектов творчества.

Чтобы защитить себя и свое творчество от подобных инцидентов, рекомендуется официально запатентовать создание и дату, когда автор имел на руках готовое произведение.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
 
+7 (495) 280-04-20
+7 (800) 511-29-38 

Это быстро и бесплатно!

Источник: //prava.expert/intellektualnoe-pravo/oformit-avtorskie-prava-na-muzyku.html

Как зарегистрировать музыкальную группу?

Как юридически закрепить за собой авторское название музыкального коммерческого проекта?

Сегодня хочу предложить Вам тему, которая будет, полагаю, интересна, прежде всего, музыкантам. Речь пойдет о юридическом оформлении музыкального коллектива. Многие начинающие и не очень начинающие музыкальные коллективы рано или поздно задаются вопросом об оформлении своей группы (или оркестра, если хотите) с юридической точки зрения.

Вариантов тут существует несколько, но я расскажу об одном; на мой взгляд вполне приемлемом. Вообще, для начала, нужно понимать, зачем это нужно и как вообще строятся отношения в музыкальной индустрии между разными субъектами шоу-бизнеса. Всем известно, что существуют так называемые лейблы.

Не будем сейчас вдаваться в подробности относительно их номенклатуры, рассмотрим лишь общий принцип работы. Лейблы нацелены, прежде всего, на извлечение прибыли из музыкантов. Вступая в отношения с лейблом, нужно быть готовым к тому, что на Вас будут наложены определенные обязательства.

Происходит всё зачастую по схеме, согласно которой лейбл нанимает музыкантов, вступая с ними в правоотношения посредством специального договора (контракта на западный манер). В этом контракте и установлены все права и обязанности сторон по отношению друг к другу.

Как это не печально, но в музыкальной индустрии такие контракты чаще всего носят почти грабительский характер. Особенно если группа молодая и малоизвестная, то рассчитывать на какие-либо значимые денежные выгоды от такого сотрудничества не приходится. Поэтому многие музыканты идут другим путем.

В чем-то он сложнее, но зато он позволяет обезопасить Вас как от не очень добросовестных действий акул отрасли, так и от разногласий внутри коллектива. Я говорю сейчас о способе оформления творческого коллектива как… Общество с ограниченной ответственностью. На первый взгляд, для человека не подготовленного это может показаться абсурдом.

Музыкальная группа – коммерческая организация? 

Да, на мой взгляд такой подход может существенно упростить процесс Вашего взаимодействия с различными контрагентами, да и с налогами, авторскими правами, и многими другими моментами таким образом разбираться проще.

Кстати, из примеров можно привести группу Billy’s band. На их официальном сайте можно найти реквизиты ООО «Биллис бенд» (ОГРН 1047855056281).

В качестве индивидуального предпринимателя, например, оформлен Рома Зверь. Кроме того, он владеет 100% доли в ООО “Звери” (ОГРН 1057748388356).

А вот группа «Несчастный случай» до определенного момента была оформлена в организационно-правовой форме ЗАО (ОГРН 1077746643391).

Не отстает и известная продюсер Яна Рудковская: товарный знак «ДИМА БИЛАН» зарегистрирован в 2009 году на ООО «Французская студия Плюс», которое принадлежит Яне Александровне (99%) и некоему г-ну Иджяну (1%).

 Существенным и основным минусом такой формы для начинающих музыкантов является отсутствие у новоиспеченного ООО своих каналов сбыта музыкальной продукции. Если у известных лейблов существует либо своя, либо приближенная к ним розничная сеть продажи музыкальной продукции, схваченные контакты в концертных залах, студиях, и т.п.

, то Вашему ООО придется поискать такую сеть самостоятельно, либо заключить соответствующее соглашение с тем же лейблом, но уже на несколько ином уровне.

 Существенным плюсом оформления музыкального коллектива в форме коммерческой организации является возможность участников группы (учредителей компании) нанимать и увольнять, а также контролировать деятельность своего директора и держать руку на пульсе финансового положения группы.

Вы имеете возможность совершенно легально нанимать самих себя на работу, получать зарплату, а также нанимать себе продюсеров, концертных директоров, музыкантов, юристов, бухгалтеров, гримеров, да кого угодно. Вам проще вести расчеты с концертными залами, теле-радио компаниями и студиями. 

Что же касается авторских прав, то тут тоже появляется ясность.

Во-первых, сразу появляется возможность зарегистрировать название группы в качестве товарного знака. Во-вторых, можно предоставить Вашему ООО право использования своих результатов интеллектуальной деятельности и получать авторские отчисления, а можно вообще полностью передать исключительное право вашей компании (если на то есть причины) и не боятся нежелательного использования со стороны третьих заинтересованных лиц. Короче говоря, возможностей много. 

Так что если у Вас есть толковый директор, готовый взять на себя все вопросы, касающиеся сбыта продукции и организации концертов, то смело оформляйте свой коллектив в качестве коммерческой организации. А будут вопросы – обращайтесь!

Источник: //.com/wall-23803248_1562

Источник: //zakon.ru/blog/2017/9/1/kak_oformit_muzykalnuyu_gruppu

Всё о правах на музыку

Как юридически закрепить за собой авторское название музыкального коммерческого проекта?

Мы продолжаем говорить об авторском праве и в этой статье коснемся такого объекта авторских прав, как музыкальное произведение.

Все мы любим музыку. Мы слушаем музыку, скачиваем музыку, добавляем музыку в свои плейлисты, в видео, в социальные сети.

Сегодня уже не надо прикладывать большие усилия, чтобы раздобыть для музыкального оформления какого-либо мероприятия или ролика нужную пластинку или кассету, переписать ее или делать запись, например, без партии голоса (минусовку).

В открытом доступе в сети Интернет размещены сотни тысяч композиций всех исполнителей в различных вариантах.

Однако, чтобы использовать необходимые произведения и не допускать при этом нарушения интеллектуальных прав, необходимо иметь четкое представление об охране музыкальных произведений, правах на них и круге правообладателей.

Музыкальные произведения, как с текстом, так и без текста, отнесены в ст.1259 ГК РФ к объектам авторских прав.

Авторские права бывают имущественные и личные неимущественные.

Авторские права изначально при создании любого произведения возникают у автора.

Личные неимущественные права, такие как право на имя или право авторства, неотчуждаемы и могут принадлежать только автору, отказ от таких прав ничтожен.

А вот исключительное право – имущественное – может впоследствии быть передано автором и принадлежать любому другому физическому или юридическому лицу.

Вследствие того, что музыкальное произведение может состоять из нескольких охраняемых объектов авторских прав, у него может быть и несколько правообладателей. Кроме того, немного забегая вперед, отмечу, что с музыкальными произведениями тесно связаны не только авторские права, но и смежные.

Обычно, известные широко используемые музыкальные произведения представляют собой песни. Как правило, у песни есть автор музыки и автор текста. Кроме того, не стоит исключать и возможность соавторства. Однако в современной музыкальной индустрии исключительное право редко принадлежит самому автору.

Большинство песен или пишутся на заказ для так называемых музыкальных лейблов либо покупаются этими же самыми лейблами у авторов. Таким образом, исключительные права на многие популярные песни сконцентрированы в руках продюсерских центров и звукозаписывающих компаний. То же касается и смежных прав.

Смежные права в контексте музыкальных произведений – это права на результаты исполнительской деятельности и права на фонограммы.

Исключительное право на такой объект смежных прав как исполнение изначально возникает у исполнителей песни – музыкантов и певцов. А права на фонограмму возникают у студии звукозаписи, где впервые сделана запись.

Впоследствии и исключительное право на исполнение и исключительное право на фонограмму, как и в случае с объектами авторских прав, может принадлежать другому лицу.

Согласно действующему законодательству авторы, правообладатели и обладатели смежных прав имеют право на вознаграждение за использование результатов своей интеллектуальной деятельности.

При этом следует помнить, что согласно п.2. ст.

1270 ГК РФ использование (со всеми вытекающими последствиями) признается таковым вне зависимости от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели.

То есть даже при не коммерческом использовании музыкального произведения, все вышеперечисленные правообладатели имеют право на вознаграждение, и они это вознаграждение должны получить.

Такая позиция подтверждается обширной судебной практикой. В частности, интересно дело №А32-13601/2016, по которому с Администрации города Сочи было взыскано 180 000 рублей за нарушение авторских прав при проведении праздничных мероприятий, посвященных празднованию Дня города-курорта.

Понятно, что при таком огромном объеме музыкального контента невозможно заключить соответствующие лицензионные договоры с каждым автором, исполнителем и музыкальной компанией.

Для централизованного сбора вознаграждений, причитающихся по закону, и распределения их между законными получателями, законодательством предусмотрен правовой институт коллективного управления интеллектуальными правами.

Деятельность организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами полна нюансов и противоречий и она вполне может стать темой для отдельной статьи. Сейчас же рассмотрим лишь те нюансы, которые непосредственно касаются управления правами на музыкальные произведения.

Как уже было отмечено, организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами осуществляют деятельность, направленную, в том числе, на сбор и распределение вознаграждений между правообладателями.

То есть в условиях действующего законодательства у какого-либо учреждения, часто использующего музыкальные произведения, нет необходимости заключения лицензионных договоров на использование музыки с каждым правообладателем.

Достаточно заключить договоры с такими организациями и выплачивать вознаграждение в соответствии с утвержденными ставками за использование объектов авторских прав и смежных прав. В Российской Федерации существуют две организации, имеющие государственную аккредитацию в данных областях:

Российское авторское общество (РАО) – в области управления авторскими правамиВсероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) – в области управления смежными правами.

Эти организации в силу п.3. ст.

1244 ГК РФ вправе осуществлять коллективное управление правами даже тех правообладателей, с которыми у них не заключены договоры. То есть их деятельность в силу аккредитации покрывает практически все поле существующего ныне музыкального контента.

Другими словами, чтобы не допускать нарушения интеллектуальных прав, достаточно заключить два договора – с РАО и с ВОИС.

Однако не стоит забывать, что организации по коллективному управлению правами действуют исключительно в пределах своей компетенции и вознаграждение, уплаченное таким организациям, покрывает далеко не все виды использования.

Например, законодательством предусмотрен такой вид использования как переработка. Предоставление права на переработку не входит в компетенцию организаций по коллективному управлению авторскими правами.

Правообладатели сами определяют, кому предоставить такое право, а кому нет, и договоры, предусматривающие возможность изменения музыкального произведения, должны заключаться непосредственно с правообладателем.

В этой связи видится весьма рискованной ситуация, в которой без заключения соответствующего договора, создаются и доводятся до всеобщего сведения кавер версии или аранжировки известных песен.

Конечно, сейчас можно выбрать аранжировку из большого количества уже созданных и скачать ее в Интернете.

Однако в данном случае тоже существует определенный риск получить претензию от автора музыки или автора аранжировки.

Много вопросов также возникает при музыкальном оформлении театральных постановок. Театрально-зрелищное представление, согласно ст.1240 ГК РФ, в авторском праве называется сложным объектом.

Лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего другие объекты авторских прав (например, музыку и песни) приобретает право использования таких объектов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров.

Иными словами, во избежание нарушения прав на музыкальные произведения учреждению, которое инициирует постановку, необходимо иметь договоры с правообладателями таких произведений. В данном случае лицо, организовавшее создание сложного объекта, может выбрать, заключать ли договор напрямую с правообладателем или же обратиться в уже упомянутое РАО.

С июля 2017 года организация сотрудничает со специализированным агентством, которое поможет определить, входит ли нужное режиссеру произведение в каталог РАО и выступит посредником при заключении соответствующего договора.

Как видно, соблюдение прав на музыкальные произведения – дело хлопотное, требующее определенных знаний и времени. Но пренебрегать им не стоит. Ответственность за нарушение прав на музыкальные произведения предусмотрена суровая.

Помимо административного штрафа можно получить иск от правообладателя на внушительную сумму. Правообладатель может выбрать способ расчета компенсации самостоятельно из вариантов, предусмотренных ст.1301 ГК РФ, и исковые требования могут достигать нескольких десятков миллионов рублей.

А в случае причинения правообладателю крупного ущерба возможна и уголовная ответственность.

Многие компании, студии, каналы и театры из целей экономии на юридических услугах и авторских вознаграждениях делают упор в своей деятельности на народное творчество или на использование произведений, перешедших в общественное достояние.

В силу ст.1259 и 1282 ГК РФ использование таких произведений может осуществлять без чьего-либо разрешения и без выплаты вознаграждения авторам. Это действительно является одним из выходов, если Вы ограничены в средствах. Однако стоит помнить, что даже с народными произведениями и произведениями, перешедшими в общественное достояние, тесно связаны смежные права.

Так, например, при воспроизведении на мероприятии записи русской народной песни «Во поле береза стояла», у Вас возникает необходимость выплаты вознаграждения правообладателю фонограммы, если она изготовлена менее 50-ти лет назад. Кроме того, необходимо быть уверенным, что произведение действительно народное или перешло в общественное достояние.

Переход в общественное достояние происходит после прекращения действия исключительного права на произведение, то есть по истечении 70 лет с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Народность произведения тоже необходимо тщательно проверять. Например, вопреки широко распространенном мнению, всем известная новогодняя песенка «В лесу родилась елочка» не является народной.

Автор текста этой песни – Раиса Кудашева, а автор музыки – Леонид Бекман. Композитор умер в 1939-ом году, таким образом, музыка перешла в общественное достояние в 2010-ом году. А поэтесса Кудашева умерла в 1964-ом, и исключительное право на стихи про елочку будет действовать до 2035 года.

Вполне возможно, что у поэтессы остались наследники, которые имеют право на получение вознаграждения за каждое исполнение этой песни.

© Андрей Макаров 2018г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.

Источник: //zen.yandex.ru/media/id/5b713df3654a8700a889c500/5b8f963610e4af00ae44e2cd

Юр-Центр Варуна